на главную страницу
    ОРОКИ    
   

Основные сведения

Этноним основной

Ороки

Автоэтноним (самоназвание)

Этимология этнонима связывается сорон, "олень", самоназвание ульта, уильта, ольча, от ула, ола "олень". Так же ороков называли орочи и ульчи.

Другие этнонимы

Другое самоназвания нани, как и у ряда других народов Приамурья. Местные русские называли их орочонами.

Территория расселения

Живут на севере Сахалинской области.

Численность

Численность по переписям: 1897 — 749, 1926 — 162, по переписям 1959, 1970, 1979 гг. не учтены, 1989 — 190.

Этнические и этнографические группы

Расовая принадлежность, антропологический тип

Антропологически ороки определяются как типичные представители байкальского антропологического типа североазиатской расы. Наряду с орочами, они более близки эвенкам и негидальцам, чем к другим народам Амура.

Язык

Язык ороков относится к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо-маньчжурских языков. В нем выделяются общетунгусские компоненты, указывающие на связи с негидальцами и эвенками, а также реликты, имеющие аналогии в языках нанайцев и ульчей, восходящие к древнеалтайской общности.

Письменность

Религия

Этногенез и этническая история

Ороки, относящиеся к тунгусо-маньчжурской общности, согласно одним представлениям, являются локальным подразделением ульчей, происходящих от эвенков-оленеводов, утративших на Амуре оленей. Ороки же, переселились на Сахалин и сохранили оленеводческую традицию. Согласно другим представлениям, соответствие ороков ульчам и другим народам Амура, имеет субстратное основание. Этногенетически же они связываются с охотскими тунгусоязычными группами перекочевавшими на Сахалин в ХVI – ХVIII вв.

Хозяйство

Этническая культура ороков имеет различные уровни сходства другим народам региона. Общеамурскими являются такие черты их культуры, как способы рыболовства, охоты на морского зверя и терминология с ней связанная, относительная летняя оседлость, некоторые элементы одежды, орнамента амурского типа и т.п. С другой стороны, ороки существенно отличались от других амурских народов наличием у них оленеводства. В общей классификации сибирского оленеводства, оно выделяется на уровне самостоятельного типа. Оленеводство ороков промысловое, с использованием оленя в упряжку (зимой) и как вьючное животное, известно доение, мясо домашнего оленя в пищу использовали редко. Способы содержания по сезонам соответствуют общесибирским таежным, но специальных построек для оленей не было. Все это позволяет отметить наличие общетунгусских черт в орокском оленеводстве. Ряд эвенкийских соответствий наблюдается в жилище (конический чум) и зимней одежде (крой, нагрудник).

Традиционные поселения и жилища

Традиционная одежда

Пища

Социальная организация

Система родства

Духовная культура и традиционные верования

Современные этнические процессы

Попав на Сахалин, ороки не оказались в изоляции от других народов Приамурья. Наиболее тесные их контакты (экономика, брачные связи) фиксируются с нивхами, а также приезжающими на остров ульчами, удэгейцами и орочами. С айнами Южного Сахалина отношения ороков строились на основе товарного обмена. Влияние русских на культуру ороков аналогично другим народам Приамурья (экономика, христианизация, отдельные элементы материальной культуры).

Ороки являются самым малочисленным народом Сибири, благодаря исторически сложившимся особенностям своей культуры (амурский промысловый и оленеводческий комплекс), до настоящего времени сохранили свою самобытность.

Библиография и источники

Пилсудский Б. Из поездки к орокам о. Сахалина в 1904 г. Южно-Сахалинск, 1984;

Смоляк А.В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. М., 1984;

Роон Т.П. Уйильта Сахалина. Историко-этнографическое исстедование традиционного хозяйства и материальной культуры ХVIII — середины ХХ веков. Южно-Сахалинск, 1996.

Музейные источники

 
         


© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova