о проекте схема изложения материалов простой запрос настройка результатов
на главную страницу системы
    ЧУВАШИ    
   

Основные сведения

Этноним основной

Чуваши.

Автоэтноним (самоназвание)

Самоназвание – чаваш. Этот этноним некоторыми исследователями возводится к названию одного из родственных булгарам Волжской Булгарии племени – сувар, или суваз, суас.

Другие этнонимы

Территория расселения

Чуваши составляют основное население Чувашии, где их 907 тыс. чел (70,7% населения республики). Кроме того чуваши проживают в Татарии – 134,2 тыс.чел., Башкирии – 118,6 тыс.чел., Ульяновской – 116,5 тыс.чел. и др. областях РФ.

Численность

Динамика численности этноса в составе населения страны имеет следующий вид:
1897 г. - 845 тыс.,
1926 г. - 1117 тыс.,
1937 г. - 1168 тыс.,
1939 г. - 1370 тыс.,
1959 г. - 1470 тыс.,
1970 г. - 1694 тыс.,
1979 г. - 1751 тыс.чел.,
1989 г. - 1842 тыс.чел.,
из них в РФ - 1774 тыс.чел.

Этнические и этнографические группы

Чувашский этнос состоит из нескольких этнических групп, которые говорят на разных диалектах чувашского языка. Это верховые чуваши (вирьял, тури), живущие в северных и северо-западных районах республики, низовые (анатри) – в юго-восточных и средне-низовые (анат енчи) – на стыке этих регионов. Низовые чуваши в большей степени сохранили булгарский компонент в культуре, а у верховых заметно проявляются финно-угорские элементы. Группа анат енчи говорит на диалекте верховых чувашей, а по материальной культуре близка к низовым.

Расовая принадлежность, антропологический тип

Антропологический тип чувашей определяется как субуральский, для него характерно преобладание европеоидных расовых признаков при наличии некоторой доли монголоидности.

Язык

Чувашский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи.

Чувашский язык имеет два диалекта – низовой ("укающий") и верховой ("окающий").

Письменность

Письменность для чувашского языка была создана на основе русской графики в 18 в., в 1769 г. была издана первая грамматика чувашского языка.

Религия

Верующие чуваши в основном православные, часть придерживается традиционных языческих верований.

Этногенез и этническая история

Формирование чувашского этноса начинается в 7-8 вв., когда в Среднее Поволжье переселяется значительная часть тюркоязычных, в основном, булгарских племен, которые начали сливаться с местным финно-угорским населением. К названию племени сувар (или суваз, суас), родственного болгарам, некоторые исследователи возводят название чуваш. Этническое развитие чувашского этноса протекает сначала в рамках Волжской Булгарии - государственного образования 10-начала 13 вв., затем Золотой Орды и Казанского ханства. В русских источниках этноним "чаваш" впервые встречается в 1508 г. В середине 16 в. чуваши становятся поданными Русского государства, в 18 в. происходит их христианизация. В 1920 г.была создана Чувашская АО, преобразованная в 1925 г. в АССР. Современное название национальной государственности чувашей – Чувашская республика.

Хозяйство

Традиционное занятие чувашей – земледелие, при преобладании к началу 20 в. трехполья. Главными культурами были зерновые – рожь, полба, овес, ячмень и др., из технических лен и конопля. Землю обрабатывали сохами разных типов, боронами, в степных районах для подъема целины использовался тяжелый однолемешный плуг (агапусь). Животноводство из-за недостатка кормовых условий было слабо развито, разводили овец, коров, свиней, лошадей. Значительную роль играло пчеловодство. Многочисленны были промыслы и ремесла, многие из них были связаны с деревообработкой – резьба по дереву, рогожное, канатное, кулеткацкое производство. Развиты были такие ремесла как колесное, бондарное, столярное, а также гончарство, плетение, вышивка и т.д.

Традиционные поселения и жилища

Основными типами поселений у чувашей были села и деревни гнездовой или линейной планировки. Со 2-й половины 19 в. стала распространяться планировка уличного типа. Северные поселения чувашей насчитывали 80-100 дворов, южные – 500-800. Усадьбы делились на две части: переднюю – собственно двор с жилой и большей частью хозяйственных построек и заднюю с огородом и баней. Для усадьбы верховых чувашей характерна Г- или П-образная застройка, у низовых надворные постройки расположены в противоположном от дома углу двора. Традиционная чувашская изба (пурт, сурт) ставилась в центре переднего двора, имела обычно двухскатную крышу, но на севере встречались и четырехскатные, крыша покрывалась соломой, а у зажиточных людей дранкой или тесом. Жилище ориентировалось входом на восток и окнами на юг, отапливалось по-черному глинобитной печью, имело нары. Со 2-й пол. 19 в. у чувашей стала распространяться трехраздельное (изба-сени-клеть) жилище среднерусского типа с русской печью с трубой, красным углом, коником, лавками вдоль стен и полатями. При этом сохранялся традиционный очаг с подвешенным или вмазанным котлом. Снаружи жилище украшалось резьбой и росписью. Среди дворовых построек можно отметить архаичную летнюю кухню лась, стены ее делались из тонких бревен или горбылей, пол был земляной, потолок отсутствовал, не делались окна, внутри был очаг с подвесным котлом, земляные нары, полки с утварью. В состав хозяйственных построек входили также бревенчатые амбары, которые перегородкой делились на две части, в одной хранилось зерно, в другой хозяйственная утварь, конская сбруя и т.п., также погреба, бани и другие строения.

Традиционная одежда

Материалами для изготовления одежды служили в основном холст и сукно, изготовлявшиеся в каждом хозяйстве, с 19 в. стали использоваться и покупные хлопчатобумажные ткани. Традиционная мужская одежда чувашей состояла из холщовой рубахи и штанов, рубаха была туникообразного кроя, ее носили навыпуск с тонким поясом. Рубаха и штаны были пестрядинными, но для молений надевали одежду белого цвета. Поверх рубахи в холодную погоду надевали холщовую или суконную поддевку и еще одни штаны, тоже холщовые или суконные. Женщины носили рубахи разных видов кроя с передником, со 2-й пол. 19 в. женские рубахи стали делать составными. Вместе с рубахой женщина носили штаны. Поверх рубахи надевали передник, у вирьял он был с нагрудником, украшался вышивкой и аппликацией, у анатри без нагрудника из красной клетчатой ткани. В праздник женщины надевали полотенчатый головной убор, поверх которого надевалась шапочка с наушниками или на темени вышитая полоска ткани. Девичьим головным убором была шлемовидная шапочка либо вышитая полоска ткани, которая носилась на темени. Разнообразны были женские украшения – наспинные, поясные, нагрудные и т.д., например, у низовых чувашей украшенная монетами перевязь тевет, которая надевалась через левое плечо под правую руку. Верхней одеждой, как мужской, так и женской, были холщовые кафтаны, овчинные тулупы, шубы, которые у зажиточных людей шились из меха ценных пушных животных. Обувью были лапти и сапоги, которые носили с суконными онучами или белыми шерстяными чулками.

Пища

В пище чувашей преобладали растительные продукты. Разнообразны были жидкие блюда - супы, похлебки с клецками, щи, готовили каши из разных круп, толокно, вареный картофель. Из муки выпекали хлеб, обычно ржаной, пироги с разной начинкой – крупой, капустой, ягодой и др., варили кисель. Иногда готовили хуплу – запеченное между двумя блинами мелко нарубленные мясо или рыба. Значительным было потребление овощей – капусты, лука, репы, редьки и др., дикорастущих трав – щавеля, борщевника, крапивы, с сер. 19 в. значительную роль стал играть картофель. Нечастыми на столе были молочные блюда – кислое молоко, пахтанье, творожные сырки, а особенно мясные. Готовили шартан – колбасу из овечьего желудка, начиненного мясом и салом, а также другие виды колбас с начинкой из круп, мяса, крови. Восточные чуваши в качестве обрядовой пищи употребляли конину, свинину чуваши стали употреблять только в 20 в. Масло, дичь, рыба, мед дополняли стол. Лакомством были сваренные вкрутую и поджаренные на масле куриные яйца. Разнообразны были напитки – кислое молоко, пахта, заимствованные квас и чай, из алкогольных – медовый напиток, брага, пиво.

Социальная организация

Основной формой традиционного общественного объединения чувашей была сельская община, она охватывала одно или несколько селений. Нередко организовывались общинные помочи – пулаш. Наряду с общинными большую роль играли родственные связи, семьи, связанные родством составляли отдельные улицы или концы деревни. Существовали большие семьи, их наличие было обусловлено потребностями хозяйства, в частности, преобладанием подсеки в земледелии. Но с начала 19 в. преобладающей становится малая семья. Существовали обычаи многоженства, сорората и левирата, которые стали исчезать после христианизации чувашей.

Духовная культура и традиционные верования

Обрядность жизненного цикла у чувашей содержала много архаических элементов. Так при рождении ребенка пуповина мальчика отрезалась на топорище, а девочки – на прялке, младенца кормили медом и маслом, особым обрядом его передавали под покровительство духа домашнего очага. Общение молодежи было свободным, что однако не приводило к распущенности. В хозяйственных интересах у чувашей поощряли ранняя женитьба сыновей и позднее замужество дочерей, поэтому нередко невеста была старше жениха на 8-10 лет. Свадьба продолжалась 4-5 дней, она проходила в домах невесты и жениха и сохраняла многие традиционные элементы: обращение старшего дружки с приветствием к родителям невесты, "выкуп ворот" при въезде во двор невесты, закрывание ее лица головным покрывалом перпенчек, ритуальное хождение новобрачной за водой и др. Языческие обряды производились и во время погребения: умерших хоронили в деревянных колодах, в которые клали бытовые предметы и орудия труда, на могиле ставили антропоморфный памятник, доставление которого на кладбище имитировало похороны.

Среди многочисленных календарных праздников чувашей можно отметить масленицу, весенний праздник жертвоприношения солнцу, богу Тура и предкам, который потом стал совпадать с Пасхой, и другие. Многие магические обряды были непосредственно связаны с производственной деятельностью, так во время массового падежа домашнего скота от болезни производилось ритуальное очищение домашних животных путем прогона между двух костров, огонь для которых добывался трением.

В языческих верованиях чувашей прослеживаются черты зороастризма, иудаизма, ислама. Верили в существование добрых богов во главе с верховным божеством Силт тура и злых существ, возглавляемых Шайтаном. Существовало почитание особых рощ и урочищ, они назывались киремет, здесь проводились моления с жертвоприношениями злому духу – хозяину этого места. Отправлением культа руководили специальные лица, хотя иерархии у них еще не существовало. Были представления о духах дома и природы, одним из них был хертсурт – домовой. У каждой семьи был йерех – кузовок из коры, в котором хранились изображения духов в виде куколок, прутиков и т.п. Выходящей замуж дочери давалась часть этих предметов, которые она помещала в йерех новой семьи.

Среди различных жанров фольклора особое развитие у чувашей получили песни – застольные, гостевые, свадебные и др., которые исполнялись под различные музыкальные инструменты – волынку, дуду, пузырь, гусли, позднее гармонь и скрипку.

Современные этнические процессы

Библиография и источники

Библиографии

Археология и этнография Чувашской АССР. Библиографический указатель. Чебоксары, 1986.

Классические работы

Никольский Н.В. Краткий курс этнографии чуваш. Вып.1 (Материальная культура). Чебоксары, 1929.

Общие работы

Бытовая культура чувашей. Чебоксары,1985.

Иванов Л.А. Современный быт и культура сельского чувашского населения. Чебоксары, 1973.

Иванов В.П., Фокин П.П., Трофимов А.А., Матвеев Г.Б. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Чебоксары, 1993.

Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки. М., 1964.- С.598-633.

Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М., 1985.

О происхождении чувашского народа. Чебоксары, 1957.

Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа. (До монгольского завоевания). Чебоксары, 1948.

Чуваши // Народы России: Энциклопедия. М., 1994. - С.404-408.

Чуваши. Этнографическое исследование. Чебоксары, 1956-1970.

Исследования отдельных аспектов культуры и этнической истории

Воробьев Н.И. Краткие итоги изучения материальной культуры чуваш // Советская этнография. 1952. № 4.

Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Историко-этнографические очерки. Чебоксары, 1959.

Дмитриев В.Д. Чувашские исторические предания: Очерки истории чувашского народа с древних времен до середины 19 века. Чебоксары,1993.

Иванов В.П., Фокин П.П. Семья у чувашей. Чебоксары, 1991.

Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа. Чебоксары, 1965.

Кудрящов Г.Е. Пережитки религиозных верований чуваш и их преодоление.Чебоксары,1 961.

Никитин Г.А.,Крюкова Т.А. Чувашское народное изобразительное искусство. Чебоксары, 1960.

Салмин А.К. Духи требуют жертв. Система традиционных обрядов чувашей. Чебоксары, 1990.

Чуваши: современные этнокультурные процессы. М., 1988.

Исследования, характеризующие отдельные региональные группы:

Комиссаров Г.И. Чуваши Казанского Заволжья // Изв. общ-ва арх., ист. и этн. при Казанском у-те. 1911. Т.27.

Культура и быт низовых чувашей. Чебоксары, 1986.

Чуваши Приуралья. Чебоксары, 1988.

Публикации источников

Декрет ВЦИК и СНК об образовании Автономной Чувашской Области / Собрание указаний и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. № 59. 1920.

Ковалевский А.П. Чуваши и болгары по данным Ахмеда Ибн-Фадлана // Ученые записки ЧНИИЯЛИ. Вып. 9. Чебоксары, 1954.

Архивные источники

Музейные источники


к началу страницы

 
         


© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova