о проекте схема изложения материалов простой запрос настройка результатов
на главную страницу системы
    МОРДВА    
   

Основные сведения

Этноним основной

Основной этнониму — мордва. Однако мордва относится к так называемым бинарным этносам, и внутри самой мордвы чаще употребляются названия по принадлежности к одной из двух основных этнических групп народа — мокша или эрзя.

Автоэтноним (самоназвание)

Самоназвание — мордва (этот этноним восходит к понятию "человек", "мужчина"), мокша и эрзя (происхождение этих этнонимов дискуссионно).

Другие этнонимы

Территория расселения

Мордва широко расселена по всей территории РФ, по данным переписи СССР 1989 г. около трети общей численности ее проживало в Мордовской АССР (сейчас Республика Мордовия), широко она расселена в восточных районах европейской части РФ, а также за Уралом. Так, в Башкирии насчитывалось 31, 9 тыс. чел. представителей этого этноса, в Татарии — 28, 9 тыс. чел., в Чувашии — 18, 7 тыс. чел., в Самарской обл. — 116, 5 тыс. чел., в Пензенской обл. — 86, 4 тыс. чел., Оренбургской обл. — 68, 9 тыс. чел. и т.д., в Сибири и Дальнем Востоке — более 80 тыс. чел.

Численность

По примерным подсчетам общая численность мордвы составляла на конец 16 в. примерно 150 тыс. чел., в 1719 г. — 107 тыс. чел, по переписи населения Российской империи 1897 г. мордвы насчитывалось 1025 тыс. чел., на 1917 г. численность ее оценивалась в 1200 тыс. чел., по переписям СССР мордвы было:
в 1926 г. – 1340 тыс.,
в 1937 г. – 1249 тыс.,
в 1939 г. – 1456 тыс.,
в 1959 г. – 1285 тыс.,
в 1979 г. – 1192 тыс. чел.

По переписи 1989 г. численность мордвы в СССР составляла 1154 тыс. чел. (практически все представители мордовского этноса проживали в Советском Союзе), из них в РФ - 1072, 9 тыс. чел., в том числе в Мордовской АССР проживало 313, 4 тыс. чел., что составляло 32, 5% населения республики.

Этнические и этнографические группы

Мордва относится к так называемым бинарным этносам – народ состоит из двух основных этнических групп, говорящих на близких, но по лингвистической классификации разных языках. Мордва-мокша проживает в основном в западных и южных районах республики, мордва-эрзя – в восточных и северо-восточных. Кроме того, выделяется еще три этнических группы мордовского этноса – шокша, или теньгушеевская мордва, каратаи и терюхане.

Расовая принадлежность, антропологический тип

В расовом отношении мордва относится к большой европеоидной расе, но имеет некоторые признаки монголоидности, ее антропологические тип определяется как субуральский.

Язык

Мордовский язык относится к финно-угорской группе урало-юкагирской языковой семьи.

Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский – три, на основе этих диалектов были созданы мокшанский и эрзянский литературные языки. В Республике Мордовия эрзянский, мокшанский и русский языки являются равноправными государственными языками, на эрзянском и мокшанском языках издается обширная литература, в том числе и учебная, периодическая печать, ведутся передачи на радио и телевидении. Для значительной части мордвы, особенно проживающей за пределами Республики Мордовия, родным является русский язык.

Письменность

Письменность языков мордвы создавалась на основе русской графики, первые ее памятники датируются 17-18 вв.

Религия

Почти все верующие у мордвы – православные. Крещение ее началось в процессе вхождения в состав Русского государства и завершилось в основном к середине 18 века. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду.

Этногенез и этническая история

Предки мордвы связываются с населением оставившим на территории средней и нижней Оки памятники городецкой археологической культуры (7 в. до н.э. – 5 в. н.э.). Уже в 1 тыс. н.э. в археологических материалах древней мордвы прослеживаются различия между мокшей и эрзей. Предполагается, что впервые мордва под названием "морденс" упомянута у готского историка Иордана в 6 в., в 10 в. византийский император Константин Багрянородный писал о стране Мордии. В древнерусских источниках мордва фигурирует с 11 в.

До 13 в. мордва расселялась на территории между Окой на западе и Сурой на востоке, северная граница ее проходила по Оке и Волге, а южная – по рубежу леса и степи. Эрзя заселяла северную часть этого региона, а мокша – южную. Активно проходящий у мордвы процесс разложения первобытности приводит к формированию племенной верхушки и появлению в конце 12 – 1-й трети 13 вв. протогосударственного образования, именуемого в русских летописях как "Пургасова волость", во главе его стоял князь Пургас. Территория мордвы стала входить в состав русских земель, начиная с периода феодальной раздробленности, этот процесс завершился в 1552 г. с падением Казанского ханства. По мере продвижения русского населения в мордовские земли часть мордвы была ассимилирована, а ядро ее этнической территории сместилось в восточном направлении.

Формирование национальной государственности у мордвы начинается с 1925 г., когда на территориях, заселенных мордвой, начали создаваться национальные административные единицы – волости и сельсоветы. В 1928 г. в составе Средневолжской области был создан Мордовский округ, преобразованный в 1930 г. в автономную область, в 1934 г. была создана Мордовская АССР, в 1991 г. она была переименована в Республику Мордовия. Широкое расселение мордвы за пределами основной этнической территории, межнациональные браки привели к тому, что численность мордвы стала сокращаться еще в советское время, это процесс показала уже перепись 1959 г.

Хозяйство

Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие, основными полевыми культурами были ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лен, выращивались также огородные культуры. Со 2-й половины 19 в. стал распространяться картофель. На втором месте по значимости находилось животноводство – разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, домашней птицы. Значительную роль играли подсобные занятия, связанные с использованием лесов и водоемов – охота (у средневековой мордвы беличьи шкурки выступали в качестве менового эквивалента), рыболовство, бортничество. Из ремесел особое значение имели железоделательное и кузнечное, важны были прядение и ткачество, керамическое производство, деревообработка, углежжение, смолокурение и др.

Традиционные поселения и жилища

Поселения мордвы разнообразны. Уже в русских летописях говорится о селах, погостах, зимницах и твердях (городищах-убежищах), с конца 13-начала 14 в. появляются города. Для северных районов проживания мордвы был характерен гнездовой тип расселения, при котором деревни располагались группами. Планировка поселений была разнообразна – беспорядочная, круговая, рядовая, радиальная и уличная. Различны были размеры поселений – от 150-300 дворов в лесной зоне и до 1000 дворов в южных степных районах. Постройки в основном были срубной конструкции, предпочтение при строительстве отдавалось сосне. Основным кровельным материалом на юге была солома, в северных районах использовался тес. Жилище было либо двухраздельным - жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей. Планировка жилой части была в основном среднерусского типа: печь располагалась у двери в одном из углов, устьем была обращена к окнам передней стены, по диагонали от печи располагался передний угол. Вдоль стен набивались широкие лавки, лавка сбоку от входной двери завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. У мокши в простенке между печью и задней стеной устраивался широкий дощатый настил. Под потолком делали полати для спанья, рядом с печью стоял шкаф-ларь для посуды, на стене у печи подвешивалась для хранения ложек ложкарница, сделанная из прутьев, лыка, бересты или дерева. Для мокши был характерен открытый двор, для эрзи – закрытый, иногда двухэтажный. В состав жилищно-хозяйственного комплекса входили сараи, хлев, конюшня, баня с печью-каменкой и другие постройки, а также полуземлянка из двух помещений, в которой хранили особо ценное имущество, в частности зерно и одежду, летом здесь спали. На улице напротив дома ставился виход – погреб с наземной надстройкой.

Традиционная одежда

Костюм мордвы самобытен и красочен. При значительном сходстве выделаются мокшанский и эрзянский комплексы одежды, внутри которых существуют свои различия. В состав женской одежды входила рубаха, которую носили с поясом, а у эрзи со сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш), который девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. На вороте находилось специальное украшение-застежка (сюлгам, сюлгамо). Обильны были другие украшения – сложные нагрудники из бисера, шерстяных кисточек, монет, бусы, серьги, браслеты, кольца. Эрзянки носили высокие головные уборы с длинной, спускавшейся на спину украшенной лопастью из холста, мокшанки – двурогие головные уборы и тюрбанообразные повязки. Женщины носили остроносые кожаные сапожки со сборками, украшенные красным сафьяном, повседневной обувью были лапти. Мокшанки носили вязаные наколенники.

Пища

Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия – кислый хлеб, который выпекался в вытопленной печи, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, толстые пшенные блины, пироги с различной начинкой. Жидкие блюда готовились на мясном или грибном бульоне с добавлением квашеной капусты, круп, летом ели окрошку, сделанную на основе кислого кваса. Значительное место в питании занимали овощи, а также продукты собирательства. Мясо потребляли в вареном виде, его готовили впрок, засаливая или подвергая копчению, использовали при изготовлении пельменей. В пищу шло молоко и молочные продукты, особенно творог. Безалкогольными напитками были квас, кислое молоко, березовый сок, хмельными – пуре на основе меда и поза из ржаной муки или сахарной свеклы. Немало было обрядовых блюд: каша на родинах, свадебный пирог-лукш, "хлеб здоровья", который брали сваты, идя в дом девушки и др.

Социальная организация

Для мордвы вплоть до нач. 20 в. были характерны большие патриархальные семьи численностью 30-40 человек, затем преобладающими становятся малые семьи. До распространения христианства существовало многоженство.

Важную роль в жизни мордовского села играла территориальная община, которая на основе обычного права регулировала многие стороны экономической, общественной и культурно-бытовой жизни. Долгое время сохранялась родовая организация. Род состоял из патриархальных семей, во главе каждой стоял куд-атя (кудо – дом, атя - старик), родом руководил покштян (покш – большой, атя - старик). Каждые род имел свое кладбище, священную рощу, где производились моления, знак собственности – тавро.

Духовная культура и традиционные верования

Для брачных отношений мордвы было характерно возрастное неравенство, девушку выдавали замуж за парня на 10-15 лет моложе ее. В свадебной обрядности существовал обычай умыкания невесты, обычно по взаимному согласию семей. Свадьба сопровождалась многочисленными обрядами, например раздачей хлеба матерью жениха родственникам невесты перед отъездом ее из дома. В семейных отношениях существовал обычай избегания замужней женщиной родителей мужа и брата матери. Похороны производились по христианскому обряду, но с включением в него языческих черт, в частности, помещением в гроб различных предметов бытового назначения: мужчине – хлеба, ножа, кочедыка для плетения лаптей, женщине – холста, иголки с нитками, веретена.

Разнообразны были производственные и календарные обряды. Так, перед весенним севом совершалось "моление плуга" с многочисленными обрядовыми действиями и ритуальной трапезой. Во время эпизоотий производилось "опахивание" - женщины впрягались в соху и с заклинаниями проводили полосу вокруг деревни, которой придавалось защитное значение.

Для дохристианских верований мордвы характерен политеизм. Божества были женские (ава): Вирь-ава – божество леса, Ведь-ава – божество воды, Тол-ава – божество огня, Кудо-ава – божество дома и мужские (атя), они считались мужьями женщин-богинь – Вирь-атя, Ведь-атя, Тол-атя и др. Верховный бог именовался Шкай, или Нишке. Совершались моления богам, во время них приносились жертвы. Моления устраивались также в начале важных хозяйственных работ - выгона скота, пахоты, сева и т.п. Несмотря на раннюю христианизацию мордвы многие традиционные верования до сих пор сохраняются.

Музыкальное творчество нашло выражение в обрядовых и необрядовых песнях, индивидуальных и хоровых. Среди музыкальных инструментов можно отметить нюди – типа кларнета из двух скрепленных по бокам тростниковых трубок, фам/пувама – волынка из разного количества трубок, воздушный резервуар которых делался из шкур или пузырей различных животных.

Современные этнические процессы

Библиография и источники

Библиографии

Классические работы

Евсевьев М.Е. Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии // Живая старина. Вып. 1-2. СПб., 1914.

Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба.Саранск, 1959.

Майнов В.Н. Очерк юридического быта мордвы. СПб., 1885.

Смирнов И.Н. Мордва // Изв.общ-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. 10-12. Казань, 1892-1894.

Общие работы

Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск, 1989.

Мордва // Народы России: Энциклопедия. М., 1994. - С. 232-237.

Мордва: Историко-этнографические очерки. Саранск, 1981.

Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки. М., 1964. - С. 548-597.

Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М., 1985.

Исследования отдельных аспектов культуры и этнической истории

Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. М., 1973.

Вопросы этнической истории мордовского народа / Тр. Института этнографии АН СССР. Нов.сер. Т. 63. М., 1960.

Исследования по материальной культуре мордовского народа / Тр. Института этнографии АН СССР. Нов. сер. Т. 86. 1963.

Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетическия взгляд на историю. М., 1992.

Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство. Саранск, 1968.

Маркелов М.Т. Мордва // Религиозные верования народов СССР. Т.2. М., 1931.

Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968.

Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы XIX-XX века. Саранск, 1977.

Мордовский народный костюм. Саранск, 1990.

Шахматов А.А. Мордовский этнографический сборник. СПб., 1910.

Этногенез мордовского народа. Саранск, 1965.

Исследования, характеризующие отдельные региональные группы

Маркелов М.Т. Саратовская мордва. Саратов, 1922.

Спрыгина Н.И. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии. Пенза, 1929.

Публикации источников

Архивные источники

Музейные источники


к началу страницы

 
         


© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova