о проекте схема изложения материалов простой запрос настройка результатов
на главную страницу системы
    ВОДЬ    
   

Основные сведения

Этноним

Водь, вожане; самоназвание: вадьялайн.

Территория расселения

На рубеже XIX – ХХ вв. населяли западную часть современной Ленинградской области (Кингисеппский район) — окрестности д.Котлы и нижнее течение р. Луги. В настоящее время водь проживает в нескольких деревнях в низовьях р. Луги.

Численность

По материалам П.И. Кёппена в 1848 г. численность води составляла 5148 человек.
В материалах переписи 1897 г. сведения о численности води отсутствуют.
По переписи 1920 г. – около 1000 человек;
По переписи 1926 г. – около 500 человек;
В настоящее время по приблизительным оценкам – менее 100 человек.

Этнические и этнографические группы.

Современное водское население является потомками северо-западной группы води. Северо-восточная группа (окрестности Копорья) в настоящее время ассимилирована. Археологические материалы и некоторые письменные источники указывают на существование в средние века южной группа води (окрестности г. Гдова, Псковская область), в новое время полностью ассимилированной.

Антропология

Восточно-балтийский тип большой европеоидной расы.

Язык

Водский язык относится к финно-угорской группе Уральской языковой семьи. Водский язык наиболее близок северо-восточному диалекту эстонского. В настоящее время водский язык знают лишь некоторые люди старшего поколения.

Письменность

Язык бесписьменный.

Этническая история

Археологические находки и данные лингвистики указывают на то, что формирование води относится к I тыс. н.э., когда произошло отделение води от древнеэстонских племен. Со второй половины I тыс. н.э. начинаются контакты води и славян. В русских летописях водь впервые упоминается под 1069 г. Исследователи выделяют три группы води: северо-западную к которой принадлежит сохранившееся водское население; и ассимилированные северо-восточную (расселялась в окрестностях Копорья) и южную (окрестности г. Гдова, Псковская область).

Территория води являлась частью Новгородских земель в составе которого выделялась Водская пятина как административно-территориальная единица. В этот период начинается процесс постепенной ассимиляции води славянами, чему способствовало обращение води в православие. Водские земли находились на границе новгородских земель и Тевтонского ордена и были ареной вооруженных столкновений. В сер. XV в. немецкие рыцари угнали большую группу води на территорию Латвии в район г. Бауска, где вплоть до середины XIX в. сохранялась группа их потомков, известная под этнонимом кревинги.

В конце XV в. территория расселения води вошла в состав Русского централизованного государства. В XVII в., когда после Столбовского мира 1617 г. территория Приневья (историческая область Ижорская земля или Ингерманландия) являлась шведской провинцией, часть води была ассимилирована финнами.

В 1943 г. водь как и остальное финноязычное население территории, оккупированной немецкими войсками, была вывезена в Финляндию. По возвращении в СССР в 1944-45 г. и до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение в местах прежнего проживания.

Национально-государственное строительство в ХХ в.

В связи с малочисленностью води на территории Ленинградской области не существовало водских национальных сельсоветов. Также не было школ с обучением на водском языке.

Хозяйство

Хозяйство водских крестьян в XVIII – ХХ вв. в целом было схоже с хозяйством других этнических общностей региона (русские, ижора, ингерманландские финны).

Земледелие. Земледелие являлось основой хозяйства. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), овоши (репа, капуста), с XIXв. картофель.

В начале ХХ в. преобладали трехпольные и многопольные севообороты. Для обработки земли использовали соху, деревянную борону. Со второй половины XIX в. начали распространяться плуги, бороны с железными зубьями. В качестве тяглового скота использовали лошадь. Жали серпами восточноевропейского типа с зазубренным краем. Снопы сушили в риге. Молотили цепами.

Животноводство. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Характерен коллективный выпас скота с наемным пастухом.

Рыболовство. В деревнях близ Финского залива было распространено рыболовство, в том числе подледный лов. Зимой рыбаки уходили на залив на несколько дней и жили в специальных дощатых домиках – "будках". В зимнем лове принимали участие практически все население прибрежных деревень: как мужчины, так и женщины. Ловили салаку, кильку, корюшку. Орудием лова являлись сети и неводы. Зимний лов носил товарный характер, доход от него имел большое значение для крестьянских хозяйств.

На р. Луга ловили рыбу с помощью различных ловушек.

Промыслы. В основном были распространены различные отхожие промыслы. Крестьяне уходили на заработки в С.-Петербург или Нарву. Наиболее прибыльным занятием считался извоз. Также нанимались на различные сельскохозяйственные работы.

Поселения

Деревни обычно имели уличную планировку, либо представляли собой поселения, планировка которых зависела от рельефа местности.

Постройки

Древним жилищем води являлась рига подобная эстонской жилой риге. В такой постройке жилое помещение и помещение для просушки снопов (собственно рига) были объединены под одной крышей. На бытование в древности такого типа жилища указывает и тот факт, что слово "рихи" обозначало в водском языке жилой дом вообще.

В XIX в. также как и у соседних этнических общностей – ижоры, ингерманландских финнов, русских жилой постройкой являлась изба.

Дома и хозяйственные постройки как правило строили из бревен. При строительстве дворов часто использовали местный камень.

Были распространены дома состоящие из двух изб, соединенных сенями; а также пятистенки. Крыши были стропильной конструкции двускатные, а также полувальмовые; их крыли соломой или дранкой.

Еще в 20-е гг. нашего века встречались курные избы. В большинстве домов были русские печи или печи с подвесным котлом, характерные для прибалтийско-финских народов.

Связь дома и двора двурядная или однорядная, старинной формой считают покоеобразную связь.

К хозяйственным постройкам относились клети, бани, риги.

Одежда

Мужская одежда. Мужская одежда утратила этноспецифические черты уже к началу XIX в. Лишь источники XVIII в. отмечают ношение шапки с красным верхом, отороченной мехом как особенность костюма водских мужчин.

Женская одежда. В комплексе женской одежды четко различались одежда девушек, молодок и женщин. Девушки носили, глухой сарафан из белого холста без рукавов – "амы", поверх которого надевали короткую кофту – "ихад". Подпоясывались несколькими поясами, носили передники особого покроя. Для украшения одежды использовали бисер и раковины-каури. На голову одевали круглую шапочку "пяясиэ"

После выхода замуж женщине коротко стригли, а в прошлом (до второй половины XIX в.) брили волосы и одевали высокий головной убор из белого полотна – "пайкас". Женщины носили сарафан из синего сукна "рукка". Спустя два года пайкас меняли на шапочку из красного сукна, украшенную желтым бисером, которую, как и девичий головной убор, называли "пяясиэ".

Старухи носили сарафан из простого белого холста, на голову надевали белый полотняный "пайкас", повязанный сверху белым покрывалом "ылгалина". Никаких украшений они не носили, за исключением простых серег и нитки бус с крестом.

В XIX в. указанные формы одежды были вытеснены русскими сарафанами и головными уборами типа сороки и повойника.

Вплоть до первой половины ХХ в. на ногах носили суконные красные обмотки ("ривад") и обувь из сыромятной кожи – поршни (несшитая обувь из одного куска кожи), улиги (сшитая обувь).

Пища

Значительную часть традиционного рациона питания составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. – картофель. Из овса готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты (простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, плоские ячменные лепешки ("иивакко"), мясные блюда. Наиболее распространенным напитком являлось пиво.

Религия

Водь — православные. Долгое время сохранялись пережитки язычества. К XVI в. относятся сведения о распространении в Водской земле идолопоклонничества и о жрецах, которых называли арбуи. Еще на рубеже XIX-XX вв. сохранялись пережитки почитания природных объектов: деревьев, камней.

Календарная обрядность

Из календарных праздников води наибольшее число обрядов было приурочено к следующим датам:

Егорьев день – 23 апреля (6 мая) – В этот день происходил первый выгон скота. Сохранились сведения об обряде разжигания костров на краю деревни, в котором участвовала молодежь.

Иванов день – 24 июня (7 июля) – В канун этого дня повсеместно разжигали костры. Были широко распространены гадания девушек.

Ильин день – 20 июля (2 августа) – В этот день происходили совместные общинные трапезы – "братчины". К Ильину дню был приурочен ритуальный лов рыбы. Первую рыбу жарили и бросали обратно в реку, всю остальную подавали к общему столу.

Обрядность жизненного цикла

Родильная обрядность.

Родильная обрядность води мало исследована. После родов к роженице обязательно приходили замужние женщины деревни, приносившие деньги и угощение.

Свадебная обрядность.

Для води был характерен достаточно свободный выбор брачного партнера самими молодыми людьми. Сватовство делилось на два этапа – собственно сватовство, когда жених и невеста обменивались залогами и табаки ("табакад"), когда в дом невесты приезжали жених, его родители и сват и привозили с собой табак, пироги ("чиима-пиирага"). Курение табака всеми участниками церемонии было непременным элементом этого этапа.

Были широко распространены свадебные причитания, исполнявшиеся в доме невесты самой невестой и ее подружками. Накануне свадьбы как невеста, так и жених совершали ритуальное мытье в бане.

Собственно свадьба в прошлом была двухконечной (двухходовой): после венчания жених и невеста разъезжались по своим домам, где праздновали каждый со своими гостями. Жених ехал за невестой только на следующий день. В XIX в. эта традиция постепенно исчезла. Теперь после венчания вся процессия отправлялась в дом жениха. Непременным элементом свадебного стола были караваи "курсси" (в ходе свадьбы их не ели).

Обязательным элементом обрядности второго дня свадьбы был выход молодой за водой к колодцу, который сопровождалось пением и музыкой. Во время выхода за водой всем гостям демонстрировали подарки, приготовленные невестой для родни жениха.

По сведениям XVIII в. в ходе свадебной церемонии невесте брили, а позднее коротко обрезали волосы, что символизировало ее переход в категорию замужних женщин. К концу XIX в. этот обычай ушел в прошлое.

Похоронная обрядность.

В похоронной обрядности сохранялись многочисленные языческие пережитки. Долгое время обычными были захоронения в святых рощах. Могилы могли обкладывать камнями.

Социальная организация

В XVIII-XIX вв. Крестьяне водских деревень в основном относились к категории государственных. В XIX в. существовала сельская община с регулярными переделами земли.

Основной формой семьи в ХХ в. стала малая семья.

Фольклор

В водских деревнях в XIX – начале ХХ вв. фольклористами были записаны свадебные и лирические песни, исполнение которых могло сопровождаться игрой на кантеле. Были широко распространены свадебные причитания.

Библиография

Inkerin bibliografia // toim. J.Elomaa. Helsinki, 1981.

Золотарев Д.А. Этнический состав населения Северо-Западной области и Карельской АССР. Л.,1927.

Моора А.Х. и Х.А. Из этнической истории води и ижоры // Из истории славяно-прибалтийских отношений. Таллин, 1965.

Седов В.В. Водь // Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987.

Лепер И.И. Материалы по говорам води // Западнофинский сборник. Л., 1930.

Основы финно-угорского языкознания. Прибалтийско-финские, саамский и мордовский языки. М.,1975.

Габе Р.М. Материалы по народному зодчеству западных финнов Ленинградского округа // Западнофинский сборник. Л., 1930.

Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов. СПб.,1776. Т.1.

Кеппен П. И. Водь и Водская пятина // Журнал министерства народного просвещения. 1851. № 70.

Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. СПб.,1992. С. 71-88.

Прыткова Н.Ф. Одежда ижор и води // Западнофинский сборник. Л., 1930. С.306-340.

Успенский Д. Ингры, ваты, ягрямя и саволаксы // Финский вестник. 1845. Т.2, отд.4.

Ушаков Н.В. Традиционное жилище финноязычных народов Ленинградской области нач. ХХв. // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы. Л.,1990.

Шлыгина Н.В., Конкка У.С. Водь, ижора и финны Ленинградской области // Народы Европейской части СССР. М., 1964. Т.2.

Шлыгина Н.В. Водская свадьба (традиции и русское влияние) // Русский народный свадебный обряд. Л., 1978.

Языков Д. О финских жителях С.-Петербургской губернии // Русский исторический сборник. М.,1840. Т.4.

Inkeri. Historia. Kanssa. Kulttuuri. Helsinki, 1991.

Ränk G. Vatialaiset. Helsinki, 1960.

Öpik. E. Vadjalastest ja isuritest XVIII saj lopul. Tallinn, 1970. (в работе опубликована на русском языке этнографическая часть рукописи Ф. Туманского “Опыт повествования о деяниях, положении, состоянии и разделении Санкт-Петербургской губернии”).

Источники

Российская национальная библиотека (С.-Петербург). Отдел рукописей.

Ф.885 (Эрмитажное собрание), №558. Туманский Ф.О. Опыт повествования о деяниях, положении, состоянии и разделении С.-Петербургской губернии. (1789-1790гг.).

Музейные источники


к началу страницы

 
         


© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova