о проекте схема изложения материалов простой запрос настройка результатов
на главную страницу системы
    НГАНАСАНЫ    
   

Основные сведения

Этноним основной

Нганасаны

Автоэтноним (самоназвание)

Самоназвание ня — "товарищ". Этноним происходит от нэнэ'са — "человек". Самый северный народ России.

Другие этнонимы

В прошлом известны как "тавги", "тавгийцы", "тавгийская самоядь".

Территория расселения

Этническая территория входит в Таймырский автономный округ.

Численность

Численность по переписям: 1897 — 838, 1926 — 887, 1959 — 748, 1970 — 953 (данные несколько завышены), 1979 — 867, 1989 — 1278.

Этнические и этнографические группы

По территории проживания и рядя особенностей культуры делятся на авамских (западных) и вадеевских (восточных).

Расовая принадлежность, антропологический тип

В антропологической классификации положение нганасан однозначно не определено. Они включаются в состав сибирских монголоидов, но оцениваются как "обособленная популяция" сохранившая, наряда с долганами, черты палеосибирского комплекса, тяготеющего к байкальской группе популяций.

Язык

Нганасанский язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи Из соседних народов языковые связи прослеживаются прежде всего с селькупами в общем пласте несамодийской лексики.

Письменность

Религия

Особенностью нганасанской культуры является сохранение, с достаточной степенью полноты, системы традиционного мировоззрения. В начальный период христианизации населения Таймыра (ХVIII в.), она была частично трансформирована, но в XIX в. идет обратный процесс реставрации прежней веры и к началу XIX в. нганасаны считались язычниками*

Этногенез и этническая история

Окраинное расположение этнической территории нганасан, по отношение к другим самодийским народам, оказало влияние на их этногенез и этническую историю. Полуостров Таймыр, судя по данным археологии, начал осваиваться человеком еще в эпоху мезолита (V тыс. до н.э.) с востока, из Приленья. Культурные связи с этой территорией сохраняются и в более поздние исторические периоды. Западносибирское влияние на древнее население Таймыра начинает фиксироваться в III тыс. до н.э. Таким образом, Таймыр был территорией, на которой происходило взаимодействие западно- и восточносибирских культур, предшествующее появлении здесь самодийцев. Самоедизация древнего населения Таймыра начинается с территории низовьев Енисея, предположительно с рубежа I — II тыс. н.э., но формирование современных нганасан происходило позднее, в период появления в Сибири русских, что нашло отражение в письменных источниках. В современном родоплеменном составе нганасан, наряду с палеоазиатским (юкагирским) компонентом, который в значительной степени и определил этническую специфику их культуры, антропологического облика и языка, присутствуют также тунгусские черты.

Хозяйство

До недавнего времени нганасаны сохраняли традиции древнего хозяйственно-культурного типа охотников за дикими оленями, который базировался на сезонном промысле дикого оленя, рыболовстве и охоте на птиц, полуоседлый образ жизни, мобильное и стационарное жилице, специфический для нганасан комплекс одежды. В течение XIX в. нганасаны освоили специализированное крупностадное оленеводство и связанная с ним система жизнеобеспечения. В их культуре получают распространение кочевой образ жизни, самодийский транспорт, одежда и т.п. В то же время, в культуре нганасан сохраняются многочисленные пережитки древней дооленеводческой традиции, что и определяет их этническую специфику.

Традиционные поселения и жилища

Традиционная одежда

Пища

Социальная организация

Система родства

Духовная культура и традиционные верования

Духовная культура и традиционные верования нганасанов. Просмотреть иллюстрацию в 26кб.
Духовная культура и традиционные
верования нганасанов
(иллюстрация 26 кб)

Современные этнические процессы

Библиография и источники

Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX — начала XX в.). Л., 1983;

Грачева Г.Н. Передвижное жилище оленеводов Севера Западной и Средней Сибири // Памятники материальной культуры народов Сибири. СПб., 1995;

Попов А.А. Нганасаны. Материальная культура. М., Л., 1948;

Попов А.А. Нганасаны. Социальное устройство и верования. Л., 1984.

Музейные источники


к началу страницы

 
         


© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova