о проекте схема изложения материалов простой запрос настройка результатов
на главную страницу системы
    ДОЛГАНЫ    
   

Основные сведения

Этноним основной

Долганы

Автоэтноним (самоназвание)

Самоназвание дулган, происходит от названия одной из родовых групп северных тунгусов.

Другие этнонимы

Основной этноним сосуществует с наименованием отдельных родов (Эджен, Донгот и т.д.) и экзоэтнонимами (тыакисите "лесные люди" - як., теге "племя", "народ" - эвенк.), либо с обозначением именами соседних народов (саха "якуты", тунгусы "эвенки"), в последнем случае, отличая себя от них.

Территория расселения

В настоящее время расселяются в Авамском, Хатангском и Дудинском районах Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО, небольшое количество долган живет в низовьях Енисея.

Численность

Численность по переписям: в 1897 г. учтены вместе с якутами – 226739, из них долган - 967 чел., 1926 - 656, 1959 - переписью не были учтены, по данным местной статистики - 3932, 1970 - 4877, 1979 -5053, 1989 - 6932.

Этнические и этнографические группы

Расовая принадлежность, антропологический тип

Антропологически, как и якуты, они сближаются с центральноазиатскими монголоидами, но с некоторой примесью байкальского (тунгусского) антропологического типа.

Язык

Язык долган образует особый долганский диалект якутского языка. Часто они определяются как самый северный тюркоязычный народ мира.

Письменность

Религия

Этногенез и этническая история

Долганы являются одним из наиболее "молодых" народов Севера и самым многочисленным из коренных жителей Таймыра. В период появления здесь русских (ХVII в.), как самостоятельный народ они еще не сформировались. Первое упоминание о долганах, как одном из народов Таймыра, относится к 1841 г. Но даже в Х1Х в. их этническое самосознание было не стойким, в нем преобладали установки на родовое единство, хотя учитывалось и родство с другими подразделениями долган.

Формирование долган происходило на севере Енисейской губернии в ХVII - ХIХ вв. Озерно-речной край юга Таймыра богатый промысловыми ресурсами (дикий олень, водоплавающая птица, рыба, пушной зверь) был притягателен для разных групп населения, способствовал территориальным контактам и хозяйственно-культурному взаимодействию.

Основу долган составили тунгусские роды Долган, Донгот, Эдян, Каранто, илимпийские эвенки, которые попали под якутское влияние, затундренские якуты и затундренные крестьяне, оленекские якуты, отдельные семьи энцев и ненцев. Несмотря на на это, долган иногда определяют как "объякученных тунгусов".

Этническая культура долган мозаична.

Хозяйство

Основная территория расселения долган, лесотундра. Многокомпонентный состав, определяют направленность экономики и облик их культуры. Хозяйственный комплекс долган имеет промысловую ориентацию.

По данным Приполярной переписи около 55 % доходов давал охотничий промысел. Он характеризуется сочетанием элементов культуры охотников на дикого оленя с русской охотничьей техникой. В промысловой терминологии и хозяйственном календаре представлена якутско-русская лексика.

Около 25% доходов давало оленеводство (ок. 59.000 оленей) Летний олений транспорт вьючно-верховой эвенкийский, зимний - самодийский, существует эвенкийская традиция доения оленей, но для выпаса оленей, как и у самодийцев, используется пастушеская собака.

Третей хозяйственной составляющей было рыболовство.

Традиционные поселения и жилища

Разнообразными были типы жилищ долган - русская изба, якутский балаган, тунгусский чум, голомо.

Традиционная одежда

Лексика, связанная с одеждой, у долган якутская, но основные ее конструктивные типы имеют тунгусские и самодийские соответствия. Женщины носили преимущественно якутскую одежду, но в отличие от якутов, долганская одежда более декорирована, что соответствует долганской традиции.

Пища

Социальная организация

Система родства

Духовная культура и традиционные верования

Сочетание разноэтничных элементов представлено в фольклоре и традиционном мировоззрении долган.

Современные этнические процессы

Такое состояние долганской культуры может породить представление об отсутствии у них собственной культуры. Но именно в этом и проявляется специфика долган, поскольку такой культуры нет ни у одного народа севера Красноярского края. В общем плане, "промысловое производство долган представляло собой модернизированное под русским, якутским и самодийским влиянием тунгусское хозяйство, приспособленное к специфическим условиям лесотундры и тундры Таймыра".

Библиография и источники

Гурвич И.С. Северные якуты и долганы // Этническая история народов Севера. М., 1982;

Долгих Б.О. Происхождение долган // Сибирский этнографический сборник V. М., 1963. С. 92-141;

Попов А.А. Кочевая жизнь и типы жилищ у долган // Тр. ин-та этнографии. М., 1963 Т. ХVIII. С.142-172.

Музейные источники


к началу страницы

 
         


© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova