о проекте схема изложения материалов простой запрос настройка результатов
на главную страницу системы
    ИТЕЛЬМЕНЫ    
   

Основные сведения

Этноним основной

Ительмены

Автоэтноним (самоназвание)

Самоназвание итэнмэн, итанмсхн, итенмелн "живущий", "жители".

Другие этнонимы

В русских документах с ХIХ в. известны как камчадалы. Исторически понятие камчадалы применялось к совершенно различным объектам:

  1. Коренное население Камчатки.

  2. Потомки от браков русских с ительменами.

  3. Потомки русских старожилов Камчатки.
  4. Жители Камчатки вне зависимости от их этнической принадлежности (ср.: современные камчатцы).
  5. Оседлые коряки, живущие на Охотском побережье севернее Магадана.

Территория расселения

В настоящее время они, в основном, сосредоточены в пос. Ковран, Тигиль, Палана, Хайрюзово Тигильского р-на. Камчатской обл., причем большая часть молодого поколения являются потомками от смешанных браков.

Численность

Численность по переписям: 1897 — 2805, 1926 — зафиксировано 4217 "камчадалов", в т.ч. 859 ительменов, указавших в качестве родного ительменский язык, 1959 — 1109, 1970 — 1301, 1979 — 1370, 1989 — 2481.

Этнические и этнографические группы

В ХVIII — начале ХIХ вв. ительмены делились на ряд крупных локальных подразделений, имеющих собственные самоназвания и особенности культуры: камчатскую, авачинскую, бсльшерецкую, западную, хайрюзовскую. В это время северная граница территории расселения ительменов на западном побережье Камчатки достигала бассейна р.Тигиль, на восточном — р.Ука, южная, доходила почти до м.Лопатка. В первой половине ХIХ в., при сохранении территории, уменьшается число ительменских поселений, а во второй половине ХIХ в., ительмены жили только на западном побережье Камчатки.

Расовая принадлежность, антропологический тип

Антропологически, ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов. Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более темная пигментация, выступающие губы. По этим признакам, антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами.

Язык

В определении классификационной принадлежности ительменского языка, существуют разночтения. Более традицонная оценка его вхождения в чукотско-корякскую rpупny палеоазиатских языков (ительменский, чyкотский, корякский, керекский), в настоящее время последовательно пересматривается лингвистами. Специальные исследования лексики, фонетической системы, звукового строя ительменского языка в сравнении с чукотским и корякским, позволяют утверждать, что с ними он обнаруживает ареальные соответствия (следствие этнокультурные контактов), а не генетические связи (общность происхождения). Тем не менее, отношение ительменского языка к палеоазиатским, даже на уровне его классификационной обособленности, не вызывает сомнений.

Письменность

Религия

Этногенез и этническая история

Исторические судьбы ительменское этнической культуры имеют несколько планов существования. Во-первых, генетически, она включает в себя ряд общих элементов, характерных для большинства палеоазиатских народов Северо-Востока Сибири (основные виды хозяйственной деятельности, некоторые типы жилых и хозяйственных построек, отчасти транспорт и зимняя одежда, Типологически сходными являются основные социальные институты, главные персонажи ранней микологии). Во-вторых, направление и интенсивность культурных контактов, вели к взаимодействию культур соседствующих народов, либо адаптации одним из них, культурных элементов другого. Такие связи ительменской культуры устанавливаются с айнами, причем как на основании, археологических материалов, так и по письменным источникам. Ранние контакты, судя по всему носили интеграционный характер, поздние — этнокультурного взаимодействия (обмен, брачные контакты, взаимовлияния в области материальной и духовной культуры). Другое направление этнокультурных связей прослеживается с алеутами. Причем, здесь значим как генетический аспект (общность формирования), так и исторически более поздние культурные связи, которое прослеживаются в жилище, одежде, технике плетения, орнаментике и т.д. Наиболее стойкими были связи ительменов с их северными соседями коряками на местах совместного проживания. Это фиксируется антропологически — коряки и ительмены противостоят чукчам и эскимосам внутри материковой группы популяций арктической расы, то же отмечается и в сфере языка. Основную интегририрующую роль, по-видимому играли ительмены. В-третьих, это взаимодействие с русскими, начавшееся в конце ХVIII в. и переведшее к коренной трансформации их культуры по направлению синкретизации, но при достаточно интенсивных брачных контактах, сложилась осознаваемая этническая группа камчадалов, в этнокультурном плане отличающаяся от собственно ительменов и тяготеющая к русским.

Хозяйство

Исторически, культура ительменов, по сравнению с соседними палеоазиатскими народами, имеет следующие особенности: преобладание рыболовства над прочими видами хозяйственной деятельности, высокоразвитое собирательство, лодка-бат, как единственное средство передвижения по воде, упряжное собаководство.

Традиционные поселения и жилища

Традиционная одежда

Пища

Социальная организация

Система родства

Духовная культура и традиционные верования

Современные этнические процессы

Библиография и источники

Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки с приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов. М., Л., 1949;

История и культура ительменов. Историко-этнографические очерки. Л., 1990;

Старкова Н.К. Ительмены. Материальная культура ХVIII в. — 60-е гг. ХХ в. Этнографические очерки. М., 1976.

Музейные источники


к началу страницы

 
         


© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova