о проекте схема изложения материалов простой запрос настройка результатов
на главную страницу системы
    СЕЛЬКУПЫ    
   

Основные сведения

Этноним основной

Селькупы

Автоэтноним (самоназвание)

Современный этноним происходит от самоназвания одной из наиболее крупных территориальных группировок северных селькупов — солькуп — "таежный человек".

Другие этнонимы

До 30-х годов ХХ столетия остяко-самоеды. Двойной этноним фиксирует их языковую принадлежность к самодийцам, а культурную близость, к хантам. Наряду с ним, вплоть до настояшего времени, сохраняются местные самоназвания родоплеменныл групп — чумылькуп, шошкуп, сосогула, шолькумит. п., существуют и территориальные названия — кетские, ваховские, тазовские, баихинские и т. п. селькупы.

Территория расселения

Томская обл. — правые притоки Оби Кеть, Тым, Вах и т. д., Тюменская обл. и Красноярский край — бассейн р. Таз, левые притоки Енисея Турухан, Баиха, Елогуй и т. д.

Численность

Численность: 1897 — 5805, 1926 — 1630 (по этой переписи большая часть селькупов была учтена вместе о хантами), 1959 — 3768, 1970 — 4282, 1979 — 3565, 1989 — 3612.

Этнические и этнографические группы

Предположительно с ХVII века разделены на две территориальные группы — южную, нарымскую и северную, тазовоко-туруханскую.

Расовая принадлежность, антропологический тип

В антропологическом плане селькупы относятся к уральской расе.

Язык

Селькупский язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи. Большая этническая территория, при небольшой численности населения, предопределяют сложность внутренней организации селькупского языка. В его составе выделяется ряд диалектных групп — северная или тазовская, тымская, нарымская, обская, кетская, которые, в свою очередь состоят из большого количества диалектов. Языковые отличия между северными и южными диалектными группами существенны, что препятствует свободному языковому общению.

Письменность

Религия

Этногенез и этническая история

Этногенез селькупов связывается с историей формирования других самодийских народов Западной Сибири в рамках концепции их южносибирского происхождения. В то же время, в этом процессе селькупы занимают несколько обособленное место. Территория Нарымского и Томского Приобья, которая является автохтонной для селькупов, в конце I тыс. до н. э. — середине I тыс. н. э. входила в состав кулайской культурной общности и представляла северную, таежную периферию самодийцев. В Среднем Приобье, с середины II тыс. н. э., традиции кулайцев наследует рёлкинская археологическая культура, которая идентифицируется в этнокультурном плане как праселькупская. На протяжении I – й половины II тыс. н. э, когда под воздействием тюрок южные самодийцы переселяются на север в приполярные районы Западной Сибири и горно-таежные районы Южной Сибири, селькупская территория практически избежала иноэтнического влияния. Поэтому селькупы в большей мере, чем какой либо другой самоедоязычный народ, сохранили древнюю самодийскую основу. В то же время, широкая территория расселения и последующее переселение части селькупов на север, в бассейн рек Таз и Турухан вело к достаточно интенсивным контактам с соседями к включению в их состав тюркских, кетских, хантыйских, эвенкийских и северосамодийских культурных компонентов, что нашло отражение в современной культуре этого народа.

В настоящее время нарымская группа сильно русифицирована, северная, даже в условиях достаточно интенсивных культурных и брачных контактов с кетами и эвенками (в верховьях р.Таз до 3/4 браков заключенных селькупами, межнациональные), сохраняет свою этническую самобытность. Так, в этом районе, селькупский язык, наряду с русским, является разговорным в среде разноэтничного коренного населения.

Хозяйство

Деление селькупов на две территориальные группы и их контакты с соседними народами фиксируются в особенностях этнической культуры. Южные селькупы в настоящее время значительно ассимилированы русским населением и утратили многие элементы таежного охотничье-рыболовецкого хозяйственно-культурного комплекса, характерного для всех народов, живущих в таежной зоне Западной Сибири. Северные селькупы, в контакте о северосамодийскими народами, а также кетами и эвенками, освоили таежное транспортное оленеводство и до настоящего времени сохраняют традиционное промысловое хозяйство, мобильное жилище (чум) традиционную для северян одежду /типа малицы/, режимы питания, утварь, транспорт, продолжают бытовать некоторые функции традиционных социальных институтов, основы традиционного мировоззрения

Традиционные поселения и жилища

Традиционная одежда

Пища

Социальная организация

Система родства

Духовная культура и традиционные верования

Современные этнические процессы

Библиография и источники

Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск, I972;

Пелих Г.И. Селькупы ХVII века (очерки социалъно-экономическокой истории). Новосибирск, I98I;

Гемуев И.Н., Пелих Г.И. Cелькупское оленеводство // СЭ. 1975. № 3.

Музейные источники


к началу страницы

 
         


© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova