о проекте схема изложения материалов простой запрос настройка результатов
на главную страницу системы
    НЕНЦЫ    
   

Основные сведения

Этноним основной

Ненцы

Автоэтноним (самоназвание)

Самоназвание ненць — "человек".

Другие этнонимы

До 30-х гг. ХХ в. — самоеды (предположительно от самоедна "земля саамов"). На востоке расселения распространен экзоэтноним юраки (эвенки, энцы, нганасаны).

Территория расселения

См: Этнические и этнографические группы

Численность

По переписи 1897 г. учтены вмести с другими самодийскими народами, 1926 — 16.4 тыс., 1959 — 23.0 тыс., 1970 — 28.7 тыс., 1979 — 29.4 тыс., 1989 — 34.4 тыс.

Этнические и этнографические группы

Делятся на две этнотерриториальные группы — тундровые, расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова (с конца ХIХ в.) до правобережья низовья р. Енисей (территории Мурманской обл., Архангельской обл. — Ненецкий АО, Тюменской обл. — Ямало-Ненецкий АО, Красноярского края — Долгано-Ненецкий (Таймырский) АО), лесные (самоназвание нещанг "человек" ) расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне р.Пур, а также в верховьях р. Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромеган и Аган.

Отличия между этими группами, которые сформировались исторически, отмечаются по всем этническим признакам.

Расовая принадлежность, антропологический тип

В антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной. малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением, ненцы антропологически делятся на ряд групп, демонстрирующих основную тенденцию понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса фиксируется у лесных ненцев. Общая картина сопровождается дискретной, очаговой локализацией европеоидных и монголоидных черт, что объясняется, как межэтническими контактами, так и относительной изоляцией отдельных территориальных групп ненцев.

Язык

Ненецкий язык относится к самодийской (самоедской) группе уральской языковой семьи и делится на два диалекта — тундровый, который распадается на западные и восточные говоры, общение между носителями которых не мешает взаимопониманию и лесной, отличающийся своеобразием фонетического состава, что затрудняет языковой контакт с носителями тундрового диалекта. Лесной диалект также делится на ряд говоров.

Письменность

Религия

Этногенез и этническая история

Сложение ненецкой культуры в ее локалъных вариантах, а также специфика ненцев по отношению к другим самодийским народам, объяснимы из идеи двухкомпонентности северо-самодийского этногенеза. Согласно o6щей схеме, в формировании ненцев принимали участие, с одной стороны, южно-самодийские группы, которые под натиском кочевников гуннов и тюрок, в течение III – ХIII вв. н.э. мигрировали с Саян, с другой, аборигенное население тундры, лесотундры и северных районов тайги Западной Сибири, известное в фольклоре ненцев под именем сихиртя. Анализ этнокомпонентного состава ненцев, который основывается на учете современных родов, в связи с историей их формирования, позволяет выявить в разных территориальных группах приблизительное процентное соотношение этнических компонентов, принимавших участие в их формировании. Так, в составе европейских ненцев 78.2% родов составляют южно-сибирские и 21.8% аборигенные компоненты, у сибирских тундровых ненцев южно-сибирский компонент 53.4%, аборигенный 26.4%, хантыйский 15.0% и "смешанный" (лесные ненцы и энцы — 5.2%) сибирские лесные ненцы имеют в своем составе 63.2% южно-сибирского компонента, 35.4% аборигенного и 2.6% тундровых ненцев.

Данная схема отражает не только начальные этапы сложения ненецкой культуры во взаимодействии автохтонного и пришлого населения, но и последующие, начиная с ХVII в., процессы взаимодействия, прежде всего тундровых ненцев, в ходе освоения ими новых территорий на восток вплоть до правобережья Енисея, с энцами, вхождение в их состав родов хантыйского происхождения, а также, их тесное взаимодействие в сфере оленеводства с коми-ижемцами.

Хозяйство

Специфика выделенных групп фиксируется и в сфере этнической культуры. Тундровые ненцы являются крупноетадными оленеводами (северный вариант скотоводческой экономики). Ведут кочевой образ жизни, осуществляя ежегодные перекочевки с оленьими стадами по системе: лето — северные тундры, зима — лесотундра. Материальная культура адаптирована кочевому образу жизни (мобильное жилище, высокоспециализированный олений транспорт, минимальный набор предметов жизненного обихода). Все потребности человека обеспечиваются продукцией домашнего оленеводства. Хозяйственное сезонное значение имеет рыболовный промысел, охота на водоплавающую дичь, пушной промысел.
Оленеводство. Иллюстрации в 13кб и 15кб.Иллюстрация 13кбИллюстрация 15кб
Оленеводство (иллюстрации: 13 кб и 15кб)

В отличие от тундровых, в культуре лесных ненцев отмечаются: слабое развитие оленеводства, которое представлено таежным, транспортным его вариантом, обеспечивающим промысловую ориентацию традиционной экономики; охота и рыболовство, как основные хозяйственные составляющие; существуют многочисленные отличия в сфере материальной культуры — жилище, одежда, транспорт, пища, утварь и т.д.

Традиционные поселения и жилища

Просмотреть иллюстрацию 20кб.

Устройство чума
( иллюстрация в 20кб)

Поселением кочевых оленеводов являются круглогодичное подвижное стойбище, состоящее из нескольких чумов (1-5), у лесных ненцев стойбища сезонные.

Универсальным типом жилища является чум, так называемого "самодийского типа" — два основных шеста соединяются ременным кольцом, количество шестов каркаса 25-50, особая конструкция надочажного устройства, покрытие зимнего чума двойными "нюками" — покрышками сшитыми из оленьих шкур, летнего одинарными старыми нюками или тисками. Все части чума перевозились на специальных оленьих нартах.

Традиционная одежда

Традиционная одежда ненцев. Иллюстрации в 19кб, 39кб, 14кбИллюстрация 19кбИллюстрация 39кбИллюстрация 14кб
Традиционная одежда ненцев (иллюстрации в 19кб, 39кб, 14кб)
Музейные источники
Иллюстрация 13кбИллюстрация 19кб
Иллюстрации: 13кб и 19кб

Пища

Социальная организация

Система родства

Духовная культура и традиционные верования

Современные этнические процессы

Музейные источники

Просмотреть иллюстрацию 54кб.
Подвижное стойбище (иллюстрация 54 кб)

Библиография и источники

Бартенев В. На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края. СПб., 1896;

Васильев В.И. Проблемы формирования северосамодийских народностей. М.;

Вербов Г.Д. Лесные ненцы // СЭ. 1936. № 2. 1979;

Гейденрейх Л.Н. Канинские самоеды // СС. 1930. №№ 4-5.

Головнев А.В. Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири. Новосибирск, 1993;

Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995;

Долгих Т.Б. Традиционное жилище лесных ненцев бассейна р.Пур // СЭ. 1971. №4;

Долгих Б.О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. М., Л., 1970;

Ёсида Ацуси. Культура питания Гыданских ненцев (интерпретация и социальная адаптация). М., 1997;

Житков Б.М. Полуостров Ямал // Зап. ИРГО по общ. геогр. СПб., 1913. Т.49;

Зуев В.Ф. Описание живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедов // Материалы по этнографии Сибири ХVIII в. ТИЭ. 1947. Т. 5;

Иславин В. Самоеды в домашнем и общественном быту. СПб., 1847;

Керцелли С.В. По Большеземельской тундре с кочевниками. Архангельск, 1911;

Колычева Е.И. Ненцы Европейской России в конце ХVII-начале ХVIII в. // СЭ. 1956. № 2;

Кушелевский Ю.И. Северный полюс и земля Ямал. СПб., 1868;

Хомич Л.В. Ненцы. Историко-этнографические очерки. М., Л, 1966, 2-е изд. Спб., 1995.

Хомич Л.В. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л., 1976.

Музейные источники


к началу страницы

 
         


© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova