о проекте схема изложения материалов простой запрос настройка результатов
на главную страницу системы
    МАНСИ    
   

Основные сведения

Этноним основной

Манси

Автоэтноним (самоназвание)

С конца ХIХ в. начинают обозначаться как манси, от самоназвания маньси, маньши, меньдьши, восходящему к древнему фратриальному имени мось.

Другие этнонимы

В ХV вв. в русских письменных источниках, как и ханты, упоминаются под именем югры. С сер. II тыс. н.э. вогулы (вероятно, от самоназвания одного из мансийских племен Северного Приуралья — выкли).

Территория расселения

Манси живут между Уралом и Обью, в Ханты-Мансийском АО Тюменской обл., небольшая группа ивдельскид манси (ок. 170 чел.), в Свердловской обл.

Численность

Численность по переписям: I897 — 7476 в Тобольской губ., 2200 — 2300 в Пермской губ., 1926 — 6095, 1959 — 6449, 1970 — 7710, 1979 — 7563, 1989 — 8461.

Этнические и этнографические группы

Внутреннее этнографическое разнообразие культуры манси совпадает с языковым, но в отличие от своих ближайших родственников, хантов, оно не столь очевидно.

Расовая принадлежность, антропологический тип

Манси — представители уральской контактной расы, но в отличии от хантов, к которым они очень близки по многим параметрам культуры, включая общий этноним — обские угры, они являются более европеоидными и включаются в приуральскую группу популяций, наряду с финскими народами Поволжья.

Язык

Мансийский язык относится к угорском группе уральской языковой семьи и делится на четыре группы диалектов, с внутренним подразделением на диалекты и говоры, значительно различающееся между собой. Территориально мансийские диалектные группы могут быть представлены следующим образом: северная (pp. Обь, Сев. Сосъва, Ляпин, верховья Лозьвы), западная /pp. Пелым, Нижняя и Средняя Лоэъва, Вагильск), восточная (р. Конда) и южная (р. Тавда).

Письменность

Письменность разработана на основе сосъвинокого диалекта в 1931 г. на латинице, а в 1937 г. был осуществлен перевод на русскую графику.

Религия

Этногенез и этническая история

Предки манси жили не только в Западной Сибири, но и на Южном Урале и его Западных склонах и изменение их этнической территории исторически фиксируется по двум направлениям — на восток и север. Из Приуралья манси были вытеснены коми и русскими, причем процесс, переселения за Урал, продолжался вплоть до ХVIII – ХIХ вв. В результате чего, с одной стороны, усиливается процесс смешения среди мансийских диалектных и этнографических групп, а также культурного взаимодействия с хантами и ненцами, благодаря чему сохраняется современное разнообразие отдельных мансийских, с другой, манси, контактирующие с русскими и татарами, утратили свою культурную самобытность, В настоящее время, практически в полном наборе культурных составляющих, сохранились только северные манси, в формировании которых, принимали участие западные и частично южные мансийские группы, а также ханты и ненцы. В этногенетическом плане, в мансийской культуре достаточно часто выделяются два компонента: аборигенный таежный к южный скотоводческий, при явном преобладании первого.

Хозяйство

Манси, таежные охотники и рыболовы, отчасти, оленеводы. Их современная культура базируется на промысловой экономике, технике и технологиях, таежными типами представлены средства передвижения, одежда, жилище, предметы домашнего обихода. Их культура имеет много параллелей с культурами хантов, кетов, селькупов, западносибирских татар. Скотоводческий комплекс, вошедший в состав мансийской культуры в сер. I тыс. н.э., по происхождению связывается с иранской традицией и территорией Южнoгo Урала. Это большое значение лошади практически во всех сферах мансийской культуры, плетение, вязание, ткачество, некоторые типы распашной одежды, элементы убранства жилища.

Наряду с этими, субстратными составляющими, у манси представлены элементы тюркской (татарской), самодийской (более очевидно ненецкой — оленеводство), коми-зырянской и русской культурной традиции. Вновь обращаясь к вопросу о чрезвычайном сходстве культур хантов и манси, следует отметать большую poль скотоводческого комплекса, характерного в том числе и для тюркских народов, проживающих в районе тайги, который, вероятно, был доминирующим в культуре манси до сравнительно недавнего времени.

Традиционные поселения и жилища

Типы поселений см.: Ханты — Традиционные поселения и жилища

Наиболее распространенные жилища манси — невысокий сруб, иногда с фронтальным или боковым свесом крыши; чум, сходный с ненецким, который использовался не только оленеводами, но рыболовами-манси; каркасные четырехугольные постройки с крышами округлой, конической, одно- и двухскатной формы. Жилища манси менее разнообразные по форме и конструкции, чем у хантов.

Традиционная одежда

Пища

Социальная организация

Система родства

Духовная культура и традиционные верования

Современные этнические процессы

Библиография и источники

Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места ХIХ -нач. ХХ в. Новосибирск, 1986;

Обские угры (ханты и манси). Серия "Народы и культуры". Вып.7. М., 1992;

Федорова Е.Г. Историко-этнографические очерки материaльной культуры манси. СПб., 1994.

Музейные источники


к началу страницы

 
         


© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova