о проекте схема изложения материалов простой запрос настройка результатов
на главную страницу системы
    ЯКУТЫ    
   

Основные сведения

Этноним основной

Якуты

Автоэтноним (самоназвание)

Самоназвание саха (мн. ч. сахаляр), сахаурянгхай. Этноним не идентифицируется, но предположительно восходит к более южным территориям, где начиная с VII по ХVII вв. упоминаются народы саэки, сахэги, сайхачжэ, сахалянь. Cуществует мнение о собственно тюркском (кыпчакском) происхождении этого этнонима, восходящему к телесскому этнономикону. Вторая часть этнонима, урянгхай / урянхай, также была широко представлена в этнонимике тунгусо-маньчжурских, тюркских и монгольских народов. Этноним якут (екэ), предположительно заимствован русскими от эвенков.

Другие этнонимы

Территория расселения

Якуты имеют свою автономию, Республика Якутия (Саха) и расселяются довольно широко в бассейне р.Лена и по ее притокам (Алдан, Вилюй, Олекма), а также по рекам бассейна Северного Ледовитого океана (Анабара, Оленек, Яна, Индигирка, Колыма).

Численность

Численность по переписям: 1897 — 226739 (учтены вмесите с долганами), 1926 — 235926, 1970 — 296000, 1979 — 328000, 1989 — 382000.

Этнические и этнографические группы

Расовая принадлежность, антропологический тип

В расовом отношении якуты являются представителями центральноазиатского антропологического типа североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине II тыс. н.э. уже на Лене в результате взаимодействия пришлого ценральноазиатского и местного байкальского компонентов.

Язык

Якутский язык относится к северо-восточной ветви тюркской группы алтайских языков и отражает сложность процесса формирования народа. Полиморфизм якутского языка фиксируется в огузской принадлежности в грамматике, огузо-уйгурской и отчасти кыпчакской в лексике, многочисленных монгольских заимствованиях, элементах тунгусского происхождения.

Письменность

Религия

Этногенез и этническая история

Якуты существенно отличаются от окружающих народов, что служит основанием для поиска истоков и места формирования их культуры. Её основу cоставляет интеграция различных этнокультурных традиций. Истоки якутского скотоводства прослеживаются в региональной культуре кочевников Центральной Азии и Южной Сибири начиная со скифского времени, а формирование ряда этноспецифических элементов якутской культуры (язык, мифология, мировоззрение) происходило в древнетюркскую эпоху и связывается с телесскими племенами.

Следующий этап формирования культуры якутов связан с прибайкальскими курыканами, в составе которых присутствовала не только тюркская основа, но и монгольский, а также тунгусский компоненты. Именно в среде курыкан происходит интеграция разноэтнических культурных традиций, заложивших основу якутскому полуоседлому скотоводству, ряда элементов материальной культуры, антропологическим особенностям якутов. В Х-ХI вв. курыканы испытали сильное влияние монголоязычных соседей, что наглядно прослеживается в лексике якутского языка. Монголы повлияли и на последующее переселение предков якутов вниз по Лене.

К этому же вpемени относится вхождение в состав пpедков якутов кыпчакского компонента (этнонимика, язык, обpядность), что позволяет выделять в культуре якутов два тюркских культурно-хронологических слоя; древнетюркский, имеющий соответствия в культуре сагайцев, бельтыров, тувинцев и кыпчакский — отдельные группы западно-сибирских татар, северных алтайцев, качинцев и кызыльцев.

Последующее формирование собственно якутской культуры, основу которой составило полуоседлое скотоводство высоких широт, происходило в бассейне Средней Лены. Здесь предки якутов появляются в конце ХIII — начале ХIV вв. Археология этого региона иллюстрирует последующую эволюцию якутской культуры вплоть до ХVII-XVIII вв. Именно здесь складывается особая модель хозяйства якутов, сочетающая скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота), материальная культура, адаптированная суровому климату Восточной Сибири, отличающие якутов от их южных соседей скотоводов, при сохранении многих субстратных черт общетюркской культурной традиции (мировоззрение, фольклор, орнамент, язык). Значительное влияние аборигенного населения Восточной Сибири прослеживается в антропологическом типе периферийных групп якутов, у которых фиксируется палеосибирский (байкальский) комплекс, при общей оценке якутов, как представителей центрально-азиатского антропологического типа.

В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили не только относительно благоприятные для ведения скотоводческого хозяйства районы Средней Лены, но и ее таежные притоки (Вилюй, Алдан), а также бассейны северных рек Анабары, Оленека, Яны, Индигирки и Колымы. Здесь, в условиях Приполярья, сложилась особая группа якутов-оленеводов, адаптировавших северную аборигенную культуру. При численном преобладании якутского компонента, что способствовало сохранению многих элементов духовной культуры, северные якуты коренным образом изменили экономические основы жизни, многие элементы материальной культуры. В то же время, процесс адаптации аборигенной и прежде всего тунгусской традиции, не носил характера простого копирования. Так, якуты модифицировали тунгусское оленеводство, в переходе от транспортной его функции к пище-сырьевой, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства, в зависимости от обстоятельств, северные якуты использовали различные типы жилищ, одежды и т.п. В целом, в культуре северных якутов-оленеводов, отмечается доминирование тех эвенкийских элементов, которые связаны с промысловой деятельностью. Все это свидетельствует о сложном характере взаимодействия якутской и эвенкийской культур, синтез которых и образует локальную специфику северных якутов-оленеводов. В целом, эта группа якутского народа, наследует основные тенденции формирования его культуры — интеграцию в состав якутов различных этнических компонентов на протяжении более чем 2000-летней истории.

Хозяйство

Промысловое оленеводство (иллюстрация 25кб)Промысловое рыболовство (иллюстрация 23кб)
Промысловое оленеводство и промысловое рыболовство
(иллюстрации в 25 кб и 23 кб)

Традиционные поселения и жилища

Традиционная одежда

Пища

Социальная организация

Система родства

Духовная культура и традиционные верования

Современные этнические процессы

Библиография и источники

Гоголев А.И. Якуты (Проблемы этногенеза и формирования якутов). Якутск, 1993;

Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа. М., 1977;

Серошевский В.Л. Якуты. М., 1993.

Музейные источники


к началу страницы

 
         


© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova