о проекте схема изложения материалов простой запрос настройка результатов
на главную страницу системы
    УЛЬЧИ    
   

Основные сведения

Этноним основной

Ульчи

Автоэтноним (самоназвание)

Самоназвание нани "местные жители", общее для ряда народов Приамурья.

Другие этнонимы

В прошлом известны как ольчи, мангуны. С 1926 г. принято официальное название ульчи, в настоящее время функционирующее как самоназвание. Этимология неопределенна:
1) От ула = олень, но отрицается наличие у ульчей оленеводства"
2) От удэгейского ули = река + нган = житель, т.е. "речные".

Территория расселения

Живут в девяти поселках в нижнем течении р. Амур (Ульчский р-н Хабаровского края).

Численность

Численность по переписям: 1896 — (ольчи) 1455, 1926 — 723, 1959 — 2055, 1970 — 2448, 1979 — 2552, 1989 — 3233.

Этнические и этнографические группы

Расовая принадлежность, антропологический тип

Ульчи являются представителями байкальского антропологического типа североазиатской расы, с небольшой долей примеси амуро-сахалинского типа, что объясняется их длительными контактами с нивхами.

Язык

Язык входит в южную (амурскую) ветвь тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи. Наряду с языками нанайцев и сроков содержит реликты древнеалтайской лексики, что позволяет считать предков ульчей древнейшими жителями Приамурья.

Письменность

Религия

С 60-х гг. XIX в. на Нижнем Амуре начинает работать христианская миссия, деятельность которой не дала значительных результатов. Аналогичные последствия имела и просветительская работа. Было основано несколько одногодичных церковно-приходских школ, в которых обучалось небольшое количество ульчских детей. Организационные и финансовые проблемы, в начале XX в. привели к практически полному их закрытию.

Этногенез и этническая история

Для ульчей была характерна высокая степень интеграции культуры с другими народами Амура. Это объясняется, с одной стороны, общим субстратом, лежащим в основе их формирования, с другой, этнической неоднородностью ульчского ареала на поздних этапах их истории. В составе современных ульчей есть роды эвенкийского, негидальского, орокского происхождения. Многое в культуре ульчей сближает их с нанайцами и нивхами.

Хозяйство

Ульчи вели оседлый образ жизни, история некоторых их поселений насчитывает десятки и даже сотни лет. Основу их экономики составляло комплексное промысловое хозяйство, в котором ведущее положение занимало рыболовство, регламентирующее образ жизни и занятия другими хозяйственными отраслями, затем, по уменьшению степени значимости, или таежный промысел и охота на морских животных.

Традиционные поселения и жилища

Традиционная одежда

Пища

Социальная организация

До середины XIX в. в общественной жизни ульчей большое значение имели традиционные родовые институты" основными функциями которых состояли в регулировании брачных отношений" реализации норм родовой взаимопомощи и т.п. Смешанный в этническом плане характер поселений, влиял на повышение социальной значимости соседских связей в сфере экономики.

Система родства

Духовная культура и традиционные верования

Традиционная идеология ульчей, как и других народов Приамурья выражена шаманизмом. Наряду с ним, большую роль в общественной жизни ульчей играла система культов: промыслового, семейных, предков.

Современные этнические процессы

С середины XIX в. начинается активное освоение Нижнего Амура русскими, поселения которых ставились рядом с ульчскими. С установлением прочных экономических связей с русскими, ульчи осваивают огородничество, занимаются извозом, рыболовство приобретает товарный характер. Распространение товарности в промысловом хозяйстве вело к изменению принципов использования угодий, ранее определявшемся приоритетом занятия мест промысла, в виде закрепления за родами исключительного права на их эксплуатацию.

Библиография и источники

Смоляк А. В. Ульчи (хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем). М., 1966;

Смоляк А. В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. Этногенетический аспект. М., 1984.

Музейные источники


к началу страницы

 
         


© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova