о проекте схема изложения материалов простой запрос настройка результатов
на главную страницу системы
    ОРОЧИ    
   

Основные сведения

Этноним основной

Орочи

Автоэтноним (самоназвание)

Самоназвание нани, (см. Нанайцы).

Другие этнонимы

Этноним орочи известен с конца ХVIII в. Этимология устанавливается от орон (тунг.),"домашний олень", т.е. "оленные"; орочисал, от оро, орок (ороч.), "новорожденный медвежонок". В прошлом, их часто смешивали с удэгейцами и даже нивхами. Русские называли их ороченами.

Территория расселения

В настоящее время расселяются в бассейне р.Тумнин, в Хабаровском крае.

Численность

Численность по переписям: 1897 — 2407 ("включая и ту часть этого племени, которая известна также под названиями кекар, тазы и удыге"), 1926 — 647, 1959 — 782, 1970 — 1089, 1979 — 1198, 1989 — 915.

Этнические и этнографические группы

Расовая принадлежность, антропологический тип

В расовом отношении орочи являются представителями байкальского антропологического типа. Наряду с ороками, они ближе располагаются к северным тунгусам (эвенкам). В особенностях орочей четко прослеживается примесь амуро-сахалинского (нивхского) антропологического типа.

Язык

Орочский язык входит в южную (маньчжурскую) подгруппу тунгусо-маньчжурских языков. В ней, наряду с удэгейским, ближе других амурских языков стоит к эвенкийскому, занимая промежуточное положение между негидальским и удэгейским.

Письменность

Религия

Этногенез и этническая история

Этнокультурная история орочей тесно связана с окружающими их народами. В границах первоначальной этнической территории (бас. р. Тумнин, побережье Татарского пролива), они взаимодействовали с ульчами и удэгейцами. Позже, в связи с переселением части орочей на Хунгари и выходом на Амур, усилились их контакты с нанайцами. Орочи взаимодействовали и с эвенками-оленеводами, но, в связи с тем, что эвенки были крещеными, они противопоставляли себя орочам и значительных последствий такие контакты не имели.

Хозяйство

Основу культуры орочей составляло комплексное промысловое хозяйство, в котором главную роль играло круглогодичное рыболовство, обеспечивающее пищевые потребности человека, корм собакам, сырье для изготовления предметов домашнего обихода. Второй по значимости была таежная охота, с преобладанием промысла копытных и охота на морского зверя.

Материальная культура орочей соответствует региональной общеамурской. Это фиксируется в средствах передвижения по воде (около пяти типов лодок) и суше (собачий транспорт амурского типа, лыжи, сходные с эвенкийскими).

Традиционные поселения и жилища

При наличии зимних и летних поселений, орочам были свойственны однотипные по конструкции (шалашеобразнгые) постройки. Наряду с основным типом, существовали каркасные постройки с вертикальными стенами, конический чум с покрышками из рыбьих кож.

Традиционная одежда

В одежде орочей присутствуют такие общеамурские черты, как сходство материала (рыбья кожа, шкуры морских и сухопутных животных), штаны с ноговицами, нагрудник, мужские передники и юбки, шубы из собачьего меха, халаты из рыбьих кож и т.п. Этноспецифические черты в одежде орочей прослеживаются в составе костюма и традициях орнаментики.

Пища

Соответствует общеамурской и система питания орочей.

Социальная организация

Система родства

Духовная культура и традиционные верования

Современные этнические процессы

После появления на Амуре русских, орочи заимствовали у них начатки земледелия, некоторые элементы материальной культуры в постройках, одежде, пище.

Библиография и источники

Народы Дальнего Востока СССР в ХV11 — ХХ вв. М., 1985;

Смоляк А.В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. М., 1984;

Ларькин В.Г. Орочи. М., 1969.

Музейные источники


к началу страницы

 
         


© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova