о проекте схема изложения материалов простой запрос настройка результатов
на главную страницу системы
    НИВХИ    
   

Основные сведения

Этноним основной

Нивхи

Автоэтноним (самоназвание)

Самоназванея нивх, "человек", нивхгу, "люди".

Другие этнонимы

До 30-х гг. известны как гиляки, от тунгусского гилэкэ, гилями, "люди, передвигающиеся при помощи парных весел на больших лодках". Официальный этноним сосуществует с наименованиями отдельных нивхских групп (керкпинггу, лапинггу и др.).

Территория расселения

Расселяются в Хабаровском крае (низовья Амура, побережье Амурского лимана, Охотского моря и Татарского пролива), образуя материковую группу. Вторая, островная группа, представлена на севере Сахалина.

Численность

Численность по переписям: 1897 — 4694, 1926 — 4076, 1959 — 3717, 1970 — 4420, 1979 — 4397, 1989 — 4673.

Этнические и этнографические группы

Расовая принадлежность, антропологический тип

Нивхи своеобразны и в антропологическом отношении. Они образуют локальный расовый комплекс, названный амуро-сахалинским антропологическим типом. Он имеет метисное происхождение как следствие смешения байкальского и курильского (айнского) расовых компонентов.

Язык

Нивхский язык занимает изолированное положение по отношению к языкам других народов Амура. Он относится к палеоазиатским языкам и обнаруживает близость к языкам ряда народов Тихоокеанского бассейна, Юго-Восточной Азии и алтайской языковой общности.

Письменность

Религия

Этногенез и этническая история

Отличия нивхов от соседних народов обычно связываются с независимым процессом их этногенеза. В связи с особенностями их языка и культуры — нивхи палеоазиаты, они относятся к древнейшему населению Нижнего Амура и Сахалина, которые предшествуют здесь тунгусо-маньчжурам. Именно нивхская культура является тем субстратом, на котором складывается сходная во многом сходная культура амурских народов.

Другая точка зрения полагает, что древнейшее население Аура и Сахалина (археология мезо/неолитического времени) собственно нивхским не является, а представляет собой недифференцированный в этническом отношении пласт культуры, которой является субстратным по отношению ко всему современному населению Амура. Следы этого субстрата фиксируются в антропологии, языке, культуре как нивхов, так тунгусо-маньчжурских народов Приамурья. В рамках этой теории, нивхи рассматриваются как мигрировавшая на Амур, одна из групп северо-восточных палеоазиатов. Относительная противоречивость данных этногенетических схем объясняется высокой степенью смешения и интеграции современных народов Амура и Сахалина, а также поздним временем их этнического оформления.

Хозяйство

В культуре нивхи наследуют древний нижнеамурский хозяйственный комплекс речных рыболовов и морских зверобоев, при подсобном характере таежного промысла. Значительную роль в их культуре играло собаководство (амурский/гилякский тип упряжного собаководства).

Традиционные поселения и жилища

Основные элементы материальной культуры нивхов соответствуют общеамурским: сезонные (летние временные, зимние постоянные) поселения, жилища типа землянки, сосуществуют с разнообразными летними временными постройками. Под влиянием русских получили распространение срубные постройки.

Традиционная одежда

Одежда нивхов также имеет общеамурскую основу, это т.н. восточноазиатский тип (запашная одежда с удвоенной левой полой, кимонообразного кроя).

Пища

Социальная организация

Система родства

Духовная культура и традиционные верования

Современные этнические процессы

В целом, традиционная и современная культура нивхов, демонстрирует ее соответствие культуре тунгусо-маньчжурских народов Нижнего Амура и Сахалина, которое сформировалось как генетически, так и в процессе длительного этнокультурного взаимодействия.

Библиография и источники

Крейнович Е.А. Нивхгу. М., 1973: Народы Дальнего Востока СССР в ХVII — ХХ вв. М., 1985;

Смоляк А.В. Традиционное хозяйство и материальная культура Народов Нижнего Амура и Сахалина. М., 1984;

Таксами Ч.М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов. Л., 1975.

Музейные источники


к началу страницы

 
         


© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova