о проекте схема изложения материалов простой запрос настройка результатов
на главную страницу системы
    НЕГИДАЛЬЦЫ    
   

Основные сведения

Этноним основной

Негидальцы

Автоэтноним (самоназвание)

Самоназвание негидальцев элканбэйенин, "амгуньские люди".

Другие этнонимы

Происхождение этнонима связывается с эвенками, от эвенкийского негда, ниегдя, где нге, "низ", "склон", "берег", "край" и гида, "сторона", т.е. "жители окраины". Так эвенки называли своих соплеменников, расселяющихся на юг от Амгуни, которые в контакте с лесным населением, принимали участие в формировании негидальцев. Этот этноним в прошлом распространялся так же на ульчей и нанайцев, бэйэнин, "настоящие люди", амгун но закрепился только за негидальцами. Русские их называли орочонами.

Территория расселения

Территория негидальцев административно входит в Хабаровский край.

Численность

Численность по переписям: 1897 — 423, 1926 — 683, 1959 — 350, 1970 -537, 1979 — 504, 1989 — 622.

Этнические и этнографические группы

Широко расселяются в бассейне р.Амгунь, где делятся на две территориальные группы, верховскую и низовскую. Обособленная группа негидальцев живет в р-не оз.Удыль.

Расовая принадлежность, антропологический тип

В расовом отношении негидальцы определяются как носители байкальского антропологического типа и обнаруживают наибольшее сходство с эвенками и орочами.

Язык

Язык негидальцев относится к северной (тунгусской) подгруппе тунгусо-маньчжурских зыков, т.е. они отличаются от других амурских народов, языки которых образуют южную (маньчжурскую) подгруппу. По языку к ним ближе всего орочи.

Письменность

Религия

Этногенез и этническая история

Характер расселения и большинство этноопределяющих признаков указывают на значительную роль эвенкийского компонента в истории негидальцев. Наиболее явно это прослеживается в отношении верховской группы.

Культура низовских негидальцев в большей степени ориентирована на общеамурскую традицию. Наиболее тесные контакты, вплоть до расселения в одних поселках, у низовских негидальцев прослеживается с нивхами, ульчами и нанайцами.

Хозяйство

У негидальцев, живущих в верховьях Амгуни, в хозяйстве большое значение имеет таежный охотничий промысел, они вели кочевой образ жизни. Орудия труда, транспорт (олений вьючно-верховой и нартенный, лыжи, лодки-берестянки), одежда, чум, режимы питания, соответствуют эвенкийским. О тяготении к эвенкам говорит тот факт, что в сер. Х1Х в. группа верховских негидальцев ходатайствовала перед администрацией об отнесению их к эвенкийскому населению.

В результате взаимодействия с народами Нижнего Амура, в культуре низовых негидальцев присутствуют такие общеамурские черты, как преобладание в комплексном хозяйстве добычи проходной рыбы, экспедиционный способ промысла морского зверя на юге Охотского побережья, водный транспорт амурского типа, упряжное собаководство, широкое использование в одежде рыбьей кожи, наличие сезонных поселений и сходных с нивхами, ульчами и нанайцами жилых и хозяйственных построек. При взаимодействии с русскими, негидальцы демонстрируют аналогичное другим амурским народам, восприятие их культуры.

Традиционные поселения и жилища

Традиционная одежда

Пища

Социальная организация

Система родства

Духовная культура и традиционные верования

Современные этнические процессы

Контактное расположение негидальской территории, между северными и южными тунгусами, определяло процесс формирования их культуры и в целом, открытость негидальцев к межэтническим контактам, что находит выражение в их достаточно распространенных браках с нивхами, ульчами и эвенками.

Библиография и источники

Народы Дальнего Востока СССР в ХVII — ХХ вв. М., 1985;

Смоляк А.В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. М., 1984;

Смоляк А.В. Негидальцы, их культура, происхождение: загадки и факты // Изв. Сиб. отд. АН СССР. Серия общ. наук. 1977. Вып. 1.

Музейные источники


к началу страницы

 
         


© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova