о проекте схема изложения материалов простой запрос настройка результатов
на главную страницу системы
    ШОРЦЫ    
   

Основные сведения

Этноним основной

шорцы

Автоэтноним (самоназвание)

Самоназвание шорцев — шор

Другие этнонимы

Другие этнонимы, применявшиеся по отношению к шорцам: кузнецкие татары (термин, употреблявшийся русскими по отношению к шорцам в ХVII — ХVIII вв.), кондомские и мрасские татары (термин, употреблявшийся русскими по отношению к шорцам в ХVII — ХVIII вв.), абинцы (термин, употреблявшийся русскими по отношению к шорцам в ХVII — ХVIII вв.).

Территория расселения

Основная территория расселения — бассейн среднего течения р. Томь и ее притоков Кондома и Мра-Су — Таштагольский, Новокузнецкий и Междуреченский р-ны, гг. Мыски, Междуреченск, Таштагол, Новокузнецк, Кемерово.

Численность

Численность шорцев в Российской Федерации:
1926 г. — 12,6 тыс. чел.
1939 г. — 16,3 тыс. чел.
1959 г. — 14,9 тыс. чел.
1970 г. — 16 тыс. чел.
1979 г. — 15,2 тыс. чел.
1989 г. — 15,7 тыс. чел., в т.ч. в Кемеровской области — 12,6 тыс. чел.
Общая численность 16,6 тыс. чел.

Этнические и этнографические группы

Среди шорцев выделяются этнографические группы: северная, или лесостепная ("абинская"), и южная, или горнотаежная ("шорская"). В 1897 г. южные шорцы составляли 51,3% численности шорцев, северные — 48,7%.

Расовая принадлежность, антропологический тип

По антропологической классификации шорцев принято относить к уральскому типу большой монголоидной расы. В то же время по ряду морфологических и краниологических признаков шорцы выходят за рамки как уральского, так и южносибирского антропологических типов.

Язык

Шорский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи.
Шорский язык подразделяется на 2 диалекта: мрасский и кондомский, каждый из которых распадается на ряд территориальных говоров. Современный литературный язык сформировался на базе мрасского диалекта.

Шорский язык считают родным 57,5% (1989 г.).

Письменность

Письменность создана в 1927 г. на основе русской графики.

Религия

С 1858 г. до начала ХХ в. шорцы были крещены православными миссионерами и официально считались православными христианами. Но наряду с православием сохранялись прочно сохранялись традиционные верования.

Этногенез и этническая история

Шорцы — потомки местных самодийских и угорских племен, смешавшихся с группами тюркоязычных (главным образом, уйгурских и енисейско-кыргызских) племен, мигрировавших на территорию современной Кемеровской обл. в период господства тюрок в Центральной Азии и Алтае-Саянском нагорье (Тюркский, Уйгурский, Кыргызский каганаты, середина VI — начало Х в.) и позже — вплоть до ХVIII в., когда с уже тюркизировавшимися местными племенами "кузнецких татар" (известных в русских источниках с 1618 г.) смешиваются пришедшие с Алтая группы телеутов.

Этноним "шорцы" предложен В.В.Радловым в 1861 г. (по крупным сеокам ак-шор, кара-шор, сары-шор), и был признан всеми современными шорцами в советское время. В 1925-1939 гг. существовал Шорский национальный район, после его ликвидации, особенно в 1950-70 гг., усилился процесс ассимиляции шорцев русскими. В 1980-е гг. возрождается интерес шорцев к своей традиционной культуре. Это стремление выразилось в принятии программы возрождения Горной Шории (1989 г.), в создании фольклорных ансамблей, краеведческого музея в г. Таштагол, шорского национального парка, в изучении шорского языка.

Хозяйство

У горно-таежных (южных) шорцев преобладали охота, рыболовство, кедровый промысел; у лесостепных (северных) — кочевое скотоводство. Выплавка и ковка железа была развита у всех групп шорцев, но у северных несколько больше (отсюда наименование, данное шорцам русскими — кузнецкие татары и название г. Кузнецка). Подсечно-огневое мотыжное земледелие было распространено в горных районах. С приходом русских поселенцев получило развитие пашенное земледелие как в горных, так в степных районах, изменился и состав культивируемых растений: если раньше преобладал ячмень, то с ХVII — ХVIII вв. — пшеница; изменилась форма скотоводства — на смену кочевому пришло оседлое (стойловое содержание скота), в составе стада преобладающим стал крупный рогатый скот.

Традиционные поселения и жилища

Поселения шорцев (улусы на севере и аилы на юге) были небольшими. Они состояли из нескольких низких четырехугольных срубных домов (юрт) с берестяной крышей. Они отапливались глинобитным очагом типа чувала. Временным жилищем служили: летом — одаг, коническая постройка из бревен, жердей или из молодых деревьев и веток, прислоненных к дереву, крытая берестой; зимой — агыс, каркасное жилище в форме усеченной пирамиды из бревен, досок, жердей, крытое ветвями или берестой, с очагом в центре. В настоящее время шорцы живут в срубных домах, сохраняются охотничьи жилища, юрты используются как летние кухни.

Традиционная одежда

Мужская и женская одежда состояли из рубахи, штанов и халата с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. Зимой надевали несколько халатов. Обувью служили кожаные сапоги с длинными голенищами. Женщины носили платки, мужчины — шапки.

Пища

Первоначально основными продуктами питания шорцев были мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. С развитием земледелия распространилась мука и крупа из ячменя. Степные шорцы употребляли молочные продукты.

Социальная организация

В ХIХ — начале ХХ вв. у шорцев были сильны родовые отношения. Границы административных единиц (волостей) совпадали с границами расселения патрилинейных родов, они управлялись выборными родовыми старейшинами.

Духовная культура и традиционные верования

Верующие шорцы официально считались православными христианами (и носили русские, т.е. христианские имена), но наряду с православием у них прочно сохранялись традиционные верования: культы духов (хозяев) природы — гор, рек, промысловый культ, почитание верховных божеств — Ульгеня и Эрлика, родовых и личных покровителей. Сохраняли свое значение в жизни шорцев шаманы (камы), была развита мифология.

С середины 1980-х годов идет процесс возрождения духовной культуры шорцев, которое подчас выражается в возобновлении традиционных культовых обрядов, в праздновании особых "национальных" праздников — праздника мифологического прародителя Ольгудека, весеннего Пайрама и др., сопровождаемых исполнением эпоса.

Современные этнические процессы

Библиография и источники

Библиографии:

Этнография народов Южной Сибири. Литература, опубликованная в 1944 — 1975 гг. Сост. Т.В. Андерсон. Л., 1981. 100 с.

Классические работы:

Общие работы:

Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки. Кемерово, 1989. 189 с.

Соколова З.П. Шорцы // Вопросы истории. 1974. № 12.

Ярхо А.И. Алтае-саянские тюрки. Абакан, 1947.

Исследования отдельных аспектов культуры и этнической истории:

Кимеев В.М. Этнический состав шорцев // Проблемы этногенеза и этнической истории аборигенов Сибири. Кемерово, 1986.

Исследования, характеризующие отдельные региональные группы:

Архивные источники

Музейные источники


к началу страницы

 
         


© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova